Наталья Шелудкова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дом дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДОМ ДРУЖБЫ»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Цель: формировать представления детей о дружбе.
Задачи:
1. Образовательные: обогащать словарь, дошкольников (дружба, мир, доброта, помощь); закрепить знание пословиц о дружбе; учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Дом дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
2. Развивающие: развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть эмоциональные состояния людей; совершенствовать культуру речи; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
3. Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь, развивать умение работать в парах, команде, самостоятельность, инициативность.
Оборудование: звуковое письмо, песня о дружбе, дерево дружбы, цветы - символы; сюжетные картинки, разрезные картинки (пазлы).
Предварительная работа: беседы с детьми о детском саде, дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.
Виды деятельности: игровая, двигательная.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа; дидактическая игра.
Предшествующая работа: знакомство с малыми фольклорными формами; инсценировка; ситуативные беседы и рассуждения о дружбе.
Ход НОД
1. Организационный момент, мотивация.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня,
К ним сейчас вы повернитесь
Улыбнитесь, подружитесь.
Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?
Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Воспитатель: Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом. Когда я хлопну, один раз в ладоши вы пожмите друг другу руки. Два хлопка - дотроньтесь локтями. Три хлопка - спинами.
Игра «Поздороваемся».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем. Звучит песня: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…» Песенка прерывается телефонным звонком. Дети и воспитатель слышат из телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Ля – ля – ля, ля – ля – ля!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это? (Шапокляк).
Воспитатель: Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Мы покажем ей, что умеем дружить, что в нашем детском саду дружные ребята. Давайте вспомним, что такое детский сад.
Дети: Детский сад - это дом радости! Дом друзей и подруг! Дом взрослых и детей! Дом добра! Дом улыбок! Дом игрушек!
Воспитатель: Верно. Вы все верно назвали. Какую фразу мы с вами выберем самой важной?
Дети: «Детский сад - это дом добра и дружбы».
Воспитатель: Так что же нам сегодня предстоит узнать? Догадались?
Дети: «Мы думаем, нам предстоит узнать, что такое дружба».
Воспитатель: Кто ещё дополнит?
Дети: «И ещё, наверное, нам предстоит узнать, что такое друг».
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы знаете детей в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? Почему?
Воспитатель: А кто знает, чем отличается знакомый от друга?
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета дружба?
- А какого запаха? (ответы детей). - С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще? (Собака, кошка и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями, травами, цветами? Что нужно делать для того, чтобы они стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить).
Воспитатель: Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу.
Воспитатель: Ребята, сегодня я увидела грустное одинокое дерево. - Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам. - Ребята, а вы хотите, чтобы это дерево расцвело? - Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать).
Воспитатель: Мы постараемся стать друзьями этого дерева, но для этого нам предстоит разгадать несколько секретов дружбы, и каждый разгаданный секрет превратиться в красивый цветок, и мы его подарим дереву. Согласны?
Воспитатель: Но сначала мы должны вспомнить всё, что знаем о дружбе с помощью пословиц и поговорок. А картинки нам подскажут.
(Показ картинок)
Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друзья познаются в беде. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Хотите узнать первый дружбы секрет? Тогда слушайте песенки детской куплет.
Первый секрет дружбы. (Звучит песня «От улыбки»)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите, как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. - С каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день.
Воспитатель: А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).
Второй секрет дружбы
Воспитатель: Хотите узнать второй секрет дружбы? Тогда для вас ещ одно задание. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. - Давайте разделимся на две команды, каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно вы можете трудиться.
(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)
Воспитатель: Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
Воспитатель: Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? - Как вы понимаете эти слова? (Значит - постоянно ссорятся, ругаются.) - Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань имеют что – то общее со словом «дружба»? - А как, по-вашему, должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!
Воспитатель: Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир и согласие. И еще один цветок появляется у нашего дерева.
Воспитатель: Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.
Динамическая пауза “Если есть хороший друг”.
Воспитатель: Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало,
Дело валится из рук… - опускают руки вниз
Но еще не все пропало, - качание головой, встряхивают кистями
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами друг к другу
С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем. - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются
Третий секрет дружбы
Воспитатель: Вы разгадали два секрета дружбы. Но есть еще один секрет. Присядьте тихонько на ваши стульчики. И приготовьтесь вновь рассуждать! В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
Сценка (дети показывают сценку)
«Кто сломал мою куклу?» – расплакалась Катя. «Не знаю» - сказала Маша. «Наверное, это Максим». А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей. «Зачем ты сломал мою куклу?» – спросила Катя у Максима. «Я не ломал. Это сделала Маша, я видел». «Не может быть!» – воскликнула Катя. «Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга». Подошла Катя к Маше и спросила… (Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу). «Зачем ты обманула меня Маша?». «Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу». «Не делай так больше Маша! Друзья должны быть честными друг с другом!» - сказала Катя.
Воспитатель: Вот такая история. Скажите, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… - А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными. Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность. А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно расцвело! Вы разгадали все секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить.
Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы! Я очень рада, что мы с вами помогли дереву Дружбы опять расцвести. Это получилось, потому что мне помогали вы. Вы хорошие, добрые ребята, готовы всегда прийти на помощь тем, кто попал в беду. А самое главное – дружные, потому что только дружба помогла нам сегодня преодолеть все преграды, которые возникли у нас на пути. Но даже у друзей иногда могут быть разногласия. И если вы друг с другом поругались, Присядьте здесь, под деревом в тени. В глаза друг другу быстренько взгляни, и вспомните секреты дружбы, назовите их по порядку:
УЛЫБКА, МИР, СОГЛАСИЕ, ЧЕСТНОСТЬ.
- Всё верно, молодцы! Теперь, когда мы знаем секреты дружбы, я уверена, что ссор и разногласий в нашей группе больше не будет.
Дети: «Детский сад-это дом дружбы».
Воспитатель: Сейчас вы другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и постарайтесь никогда не ссориться.
Словесная игра «Да – нет»
Будем веселы всегда, улыбаться будем?
Людям будем помогать?
А животных обижать?
Правду будем говорить?
С другом честным нужно быть?
На родителей сердиться?
Добротой своей делиться?
В группе нашей вот тогда будет мир и доброта?
Детям дарятся смайлики улыбки.