Ирина Хмелюк
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в сказочный лес
Цель - Познакомить детей с новой буквой Р и звуком «Р, Р».
Программное содержание: Учить выделять звук в словах. Упражнять в соответствии и графически изображать предложения. Учить детей делить слова на слоги. Развивать речь детей.
Материалы: Иллюстрации сказок, шишки, панорама (деревья, животные, птицы, грибы, ягоды, раздаточный материал, игрушка белка, аудиозапись «Голоса леса».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в сказочный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Предварительная работа: Проведение игр со звуком, игры «Кто быстрее назовет», игра «Испорченный телефон», чтение произведений о лесных обитателях и рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня прекрасная погода, а как вы думаете, в лесу так же хорошо? (ответы детей). Ну, если вы хотите, то можно отправиться в сказочный лес. Согласны?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Тогда закрывайте глазки и послушайте, как разговаривает лес (в это время звучит шум леса, животных, птиц, а воспитатель раскладывает вокруг детей лесных животных и шишки). Дети расслабляются.
Воспитатель. Ну, вот, мы оказались с вами на лесной полянке, вокруг летают птички, прыгают белочки, бегают муравьи (дети открывают глаза).
Появляется Леший. (Он рассержен) Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил?
Воспитатель. Леший, не сердись. Мы пришли в лес с добрыми намерениями.
Леший. Даже слышать об этом не хочу! Какие такие добрые намерения? Наверно, зверей и птиц пугать пришли, да цветы рвать.
Воспитатель: Ну что ты, Леший! Дети, вы ведь знаете, как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей). Ну, ладно, гуляйте, только выполните все мои задания. Согласны?
Дети. Да, мы согласны.
Леший. Задания спрятаны в моем волшебном лесу, сейчас я их приготовлю для вас.
Воспитатель. Ребята, а для того чтобы вам было легче искать ответы, проведем разминку для вашего язычка.
Артикуляционная гимнастика.
-На дворе дрова
-На траве трава.
Воспитатель. Ребята, а какой вибрирующий звук вы произносили?
Ответы детей.
Воспитатель. Как вы считаете, какой он, гласный или согласный?
Ответы детей.
Воспитатель. Вот и первое задание нам предлагает Леший. Что это такое? (на фланелеграфе картинка радуги и реки).
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы, подскажите, в слове «радуга» звук «Р» какой? А в слове «река» звук «Р» какой?
Ответы детей
Воспитатель. Молодцы, в первом случае твёрдый согласный, во втором случае мягкий согласный. Ребята, послушайте, пожалуйста, скороговорку, если вы услышите в ней слова со звуком «Р», то хлопайте в ладоши.
-Верблюжонок целый воз
В огород воды привез,
Потому что все плоды
Погибают без воды.
Воспитатель. Мы немного отдохнули, теперь нам надо дальше отправляться по волшебному лесу, и белочка просит нас вспомнить сказки, в названии которых есть звук «Р» : (при помощи загадок).
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки :
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
Вы, друзья, узнайте сказку :
Отварили дверь козлята,
И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят).
Что за дом, где вшестером
Зимой очень дружно мы живём? (Руковичка)
Раньше я жила в болоте,
Пела я на низкой ноте,
А теперь пора настала
Царевною я стала. (Царевна лягушка).
Леший. Да, сказки вы угадали, а теперь составьте схему по моим предложениям: Очень дружно мы живем (так несколько предложений из загадок).
Дети выкладывают схеме из полосок.
Леший. Почему вы положили 4 полоски? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, потому что в этом предложении 4 слова. 1 слово-Очень, 2 слово-дружно, 3 слово-мы, 4 слово-живем.
Леший. Молодцы, а чем необычно первое слово?
Ответы детей. (это слово стоит в начале предложения, оно пишется с большой буквы).
Леший. А хотите немного передохнуть? Тогда повторяйте за мной:
Физкульт минутка «У оленя дом большой».
У оленя дом большой
Он глядит в свое оконце,
Мимо заинька бежит
В дверь к нему стучит.
Стук-стук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой
Зайка,зайка забегай
Лапку подавай.
Воспитатель. Леший написал своё любимое стихотворение и просит внимательно послушать, запомнить все слова со звуком «Р,р» и назвать их.
Бродит старый дед-грибник,
В роще он бродить привык,
Собирая все горькушки,
Сыроежки и серушки.
Дети называют слова со звуком «Р,р»
Воспитатель. Молодцы ребята, все слова назвали, а посмотрите, что это я нашла? (корзинка с шишками, к которым прикреплены слоги, на корзинке буква Р).
Леший. Шишки эти не простые и из них можно составить слова, а какие мы сейчас с вами и посмотрим?
Дети пробуют собрать слова и у них получаются: кор-зин-ка, гри-бы.
Воспитатель. Молодцы ребята, а сколько слогов в слове: -корзинка, -грибы, назовите первый, второй, третий по счёту слоги.
Ответы детей.
Воспитатель. Дети, представляете пока мы с вами собирали слова бельчата из корзинок раскидали все шишки у лешего, что же делать? Поможем маме-белке их собрать, только одни лежали в синей корзинке, а другие в зелёной. Как нам узнать в какую корзинку надо складывать ( на шишках написаны слоги: ра, ро, ру, ры, ри, ре, ря?
(Дети разглядывают шишки со слогами и предлагают разложить твёрдые слоги в синюю корзинку, а мягкие - в зелёную. Леший помогает или, наоборот, мешает).
Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, что помогли белочке, а то ей одной бы не справиться. Пока мы с вами отдыхали на наших столах появились листочки с карандашами и печатной буквой Р. Хотите её оживить? Как вы это сделаете? (Ответы детей). Да, а ещё можно подрисовать ей ручки, ножки. (Дети заштриховывают букву «Р», придают ей индивидуальность).
Леший. Очень мне понравились ваши буквы. Я бы их в своём лесу оставил, украсил бы лесную полянку гирляндой и зверей научил бы читать: р-р-р-р.
Воспитатель. Ну что, дети, сделаем гирлянду из наших букв? (Ответы детей. В зависимости от ответов, дети с помощью воспитателя прикрепляют к шнуру буквы и развешивают гирлянду или сразу возвращаются в детский сад).
(Ребята закрывают глаза, звучит спокойная музыка).
Воспитатель. Ребята вот мы и вернулись в детский сад. Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой? Что больше всего понравилось? (Ответы детей).