Ольга Любарская
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Из истории жилища»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Из истории жилища»
Цель: Решение противоречий. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе „Из истории жилища“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища. Развивающие задачи : Развивать речь, творческое воображение детей. Усвоение антонимов. Отгадывание загадок. Образование прилагательных, пополнение словарного запаса. Воспитательные задачи: Воспитывать чувство товарищества, желание помогать другу. Материал: Сверчок (плоскостное изображение); картинки с изображением жилища.
Ход занятия
Загадка.
То здание богато,
В подборе экспонатов,
От подков до замков,
Из прошлых веков! (Исторический музей)
Педагог. Сегодня мы с вами пойдем в «музей». Этот музей не простой. Это музей, в котором собраны разные жилища людей, с древних времен до наших дней. Хранитель этого музея ученый сверчок. Вот он какой. Показывает плоскостное изображение Сверчка. Педагог. Посмотрите, а сверчок почему-то расстроился. Что с ним случилось? Дети высказывают свое предположение.
Педагог. Сверчок сказал мне, что когда он ждал нас в гости, готовил экспонаты, то открыл окно, чтобы проветрить помещение. Но налетел ветер и рассыпал все картинки. Что же ему теперь делать? (Ответы детей.) Педагог. Уважаемый сверчок, мы с ребятами поможем тебе, и расставим все картинки по своим местам. Сверчок. Расставить картинки я и сам могу, но я не знаю, в каком порядке их расставлять. Педагог. Мы с ребятами и в этом тебе поможем. Выставляем все картинки в произвольном порядке. Педагог. Назовите жилища, которые нарисованы на картинках. Дети. Изба, пещера, шалаш, юрта, замок, многоэтажный дом. Педагог. Как вы думаете, какое жилище было у первобытного человека? Дети. Первобытный человек жил в пещере. Педагог. Почему вы так думаете? Хорошо или плохо было человеку в пещере? (Ответы детей.) Педагог. Когда человек только нашел пещеру и заселился в нее, ему было очень хорошо. Пещера укрывала его от ветра и дождя. Но в ней было холодно. А когда человек научился добывать огонь, то дым от костра выходил через вход в пещеру. Дым щипал глаза. Да и от диких зверей пещера людей не укрывала, потому что не было в ней дверей. Первобытные люди не умели делать кирпич. Но в пещере им стало тесно. В каких же жилищах они стали жить потом? Дети. Люди стали жить в шалашах. Педагог. Чем хорош шалаш для жилья? Чем плох? (Ответы детей.) Педагог. А сейчас люди живут в шалашах? Дети. Нет. Но когда папы отправляются на охоту или рыбалку, то они строят себе шалаш, чтобы укрыться от ветра и дождя. Педагог. Что еще хорошего в шалаше? Дети. Шалаш можно быстро построить. Педагог. А что в шалаше плохого? почему мы до сих пор не живем в шалашах? Дети. Шалаш непрочный. В нем мало места. Сделать двери в нем нельзя. В нем нельзя разводить костер. Педагог. И какое жилище стали делать потом? Дети. Стали делать жилище из дерева. Педагог’. Что хорошего в деревянном доме? Дети. Он теплый. В нем можно сделать печку. Можно сделать двери и окна. В окна можно вставлять стекла, и дом становится светлым. В этот дом не попадает дождь, и ветер не продувает. Педагог. Скажите, а сейчас есть деревянные дома? Дети. Есть. У моей бабушки в деревне дом деревянный. Педагог. Почему же люди стали делать каменные дома, если деревянный дом так хорош? Дети. Деревянный дом нельзя сделать большим. В деревянном доме не могут жить сразу много людей. Педагог. Правильно. А еще в средние века люди часто воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки-крепости. Они строились из камней или кирпичей. У таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня. Окошки у такого жилища были маленькие. Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки? (Ответы детей.) Педагог. Почему сейчас в городах строят дома, состоящие из нескольких этажей? (Ответы детей.) Выставляем все картинки в правильном порядке.
Игра «Назови Ласково и увеличительно»
Физкультминутка
«Мы по улице гуляем»
Мы по улице шагаем Ходьба на месте
За природой наблюдаем Повороты головы
Вверх на солнце посмотрели, Поднять голову вверх
И нас лучики согрели. Опустить голову вниз
Птички в гнездышках сидят, Присесть
Птички по небу летят, Встать, взмахи руками
И по кочкам скачут, Прыжки на месте
И никто не плачет! Улыбнуться
Педагог. Ребята, расскажите о тех домах, в которых вы живете. Рассказы детей.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).
Мой дом большой, а мой дом (маленький).
Мой дом старый, а мой дом (новый).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
Педагог. Расскажите, что будет, если дома строить из бумаги? (Ответы детей.) Педагог. Расскажите, что будет, если дома строить из пластилина? (Ответы детей.) Игра «Какой дом?» Дом из дерева деревянный. Дом из камня. Дом из кирпича. Дом из пластилина. Дом из бумаги. Дом из пластмассы. Дом из панелей… Дом из конфет. Дом из шоколада.
(Убираю картинки, оставляю одну).
- «Каких домов не стало?» (Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома) - Остался, какой дом? (панельный). - Из каких частей он состоит? - Что можно о нём сказать, он какой? Дети: – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….
Игра «Четвертый лишний»
Педагог. Послушайте загадку.
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят.
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… Дети. Строители.
Так называется профессия людей, которые строят дома.
Педагог. Что нужно сделать, прежде чем строить дом? Дети. Дом надо придумать и нарисовать.
Загадка. Строит дом многоэтажный
Строит дом карандашом
На листе бумажном. (Архитектор)
Педагог. Человек, который придумывает новые дома, называется архитектором. Я предлагаю вам пополнить коллекцию музея и подарить нашему знакомому Сверчку рисунки новых домов. Нарисуйте дома сказочные здания, они могут быть необычными, из необычного материала. Вы нарисуете и подарите рисунки Сверчку.
Ребята, давайте выставим все картинки в правильном порядке.
Используемая литература:
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма», Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования, Москва «ВАКО» 2005 https://www.1urok.ru/user_applications/83823