Анна Смулько
НОД по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
«Составление рассказа по серии сюжетных картин».
Воспитатель: Смулько Анна Сергеевна
Цель:
Совершенствование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Задачи:
Публикация «НОД по развитию речи „Составление рассказа по серии сюжетных картин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- активизировать и расширить словарь детей по теме «Весна».
- закреплять умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.
- развивать умение последовательно строить свое высказывание.
-обогащать повествование рассказа однородными членами, синонимами.
- совершенствовать навык чтения, фонематического анализа и синтеза представлений.
- развивать память, внимание.
- учить работать в парах, помогать друг другу.
- воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к природе, к птицам.
Оборудование: мультимедиа (презентация, серия сюжетных картинок,
звуковая схема слова, карточки с набором слов, лучики, тучки и солнышки, панно для творчества детей, ласточки.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, речевая, двигательная.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В. Жуковского «Жаворонок», К. Д. Ушинского «Смелая ласточка», беседы после чтения, игры : «Подбери признак», «Подбери действия».
Ход занятия.
Приветствие.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
(На экране появляется картинка весна).
В: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, о каком времени года мы будем говорить?
Д: О весне.
В: Как вы догадались? (ответы детей)
Составьте красивые предложения о весне (Приметы весны).
(На экране появляется красавица весна).
В: Ребята, вы много весенних примет назвали, а какая главная примета?
Д: Солнышко ярче светит и сильнее греет.
В: Правильно! А солнышко подарило вам свои теплые лучики.
Прочитайте, что написано на лучиках. (читают название птиц). А как этих птиц можно назвать?
Д: Перелетные птицы.
В: Давайте подарим лучики солнышку.
Первыми подарят лучики те, у кого в слове один слог, вторыми – два слога, третьи – три слога и последними – четыре слога.
Какое веселое получилось солнышко.
(Дети дарят лучики солнышку и садятся на места).
В:Ребята, а весна к нам пришла не с пустыми руками, а с интересной историей об одной перелетной птице.
А догадаться о какой птице пойдет речь в истории вам поможет звуковая схема слова. (дети по схеме определяют название птицы)
Д: Ласточка.
В: Да, ребята, мы сегодня будем с вами составлять рассказ о ласточке. А весна вам в помощь принесла картинки. Мы сегодня будем работать в парах. Посмотрите внимательно и разложите картинки по порядку. Давайте проверим. Посмотрите картинка в какой рамочке – первая, в какой вторая….
(Разложили).
В: Вы правильно разложили картинки, а как вы думаете можно ли по ним составить рассказ? (ответы детей). В любом рассказе есть главный герой.
А кто в нашем рассказе главный герой?
Д: ласточка.
В:Ребята, и к нам прилетела ласточка, какая она красивая, давайте за ней понаблюдаем.
В: Спинки ровно, следим за ласточкой, голову не поворачиваем, смотрим только глазками.
(Глазная гимнастика).
В: А давайте вспомним, из каких частей состоит рассказ.
Д: Начало - о чем пойдет речь
Середина – сама история.
Конец – чем закончилась история.
В: Какими словами можно начать рассказ?
Д: (Ответы детей). Как-то раз. Однажды…
В: Давайте рассмотрим первую картинку.
- Какое время года изображено на картинке?
Д: Весна.
В: - Почему вы так думаете?
- Кого вы еще видите?
Д: Ласточку
В: Что она делает?
Д: Ласточка хочет свить гнездо под крышей дома.
В: Давайте рассмотрим вторую картинку.
- Что вы видите на ней?
Д: У ласточки в гнезде появились птенчики.
В: А посмотрите, какие птенчики?
Д: Маленькие, беспомощные, беззащитные, неловкие, слабые.
В: А что делает мама - ласточка?
Д: Кормит птенцов, заботится, воспитывает, учит, защищает.
В: Покажите, как летает мама - ласточка.
Пальчиковая гимнастика «Ласточка».
Я проворна, легкокрыла
Хвост раздвоен, точно вилы
Если я летаю низко
Значит дождик где-то близко.
В: Давайте рассмотрим третью картинку.
-Что случилось с птенчиком?
Д: Выпал из гнезда.
В: Как вы думаете почему?
Д: Он был любопытным, неосторожным, неуклюжим.
В: А как вы думаете, какие опасности могут подстерегать птенчика, что может произойти с ним.
Д: Может напасть кошка, наехать машина, мог замерзнуть, погибнуть от голода.
В: А кого вы еще видите на картине
Д: Девочку.
В: Давайте ей придумаем имя. Как ее будут звать?
( Д: называют).
-В: Как вы думаете, куда шла (Имя).
- Что же она увидела?
- Что она делает.
Д: Рассматривает, жалеет птенчика.
В: А посмотрите, что делает ласточка
Д: летает, переживает, беспокоится.
В: А давайте мы тоже полетаем, как ласточка.
Физминутка.
Ласточки летели
Все люди глядели
Ласточки садились
(садятся, складывают крылышки)
Все люди дивились
Сели посидели
(наклоны головой)
Взвились, полетели
(бегут по кругу)
Песенки запели.
В: И четвертая картинка.
Что вы видите?
Д: птенчик в гнезде.
- Как вы думает, как он туда попал?
Дети размышляют: Девочка позвала папу, папа взял лестницу и посадил птенца в гнездо.
В: Ребята, а вот папа и девочка помогли птенцу, что о них можно сказать, какие они?
Д: смелые, заботливые, жалостливые.
В:А посмотрите на ласточку. Как вы думаете, что чувствует ласточка? Какое у неё настроение?
Д: ласточка благодарна девочке (имя) и её папе.
В: Ребята, как вы думаете, как рассказ по - другому мог бы закончиться?
Д: Девочка могла просто уйти, не заметить.
В: У каждого рассказа есть название. Как мы можем назвать наш рассказ
( Д: называют).
В: Мы сейчас попробуем рассказать наш рассказ по цепочке.
Кто начнет? ( Д: рассказывают рассказ по цепочке).
А кто полностью расскажет рассказ? (Дети рассказывают рассказ).
Молодцы!
Рефлексия:
В: Ребята, вам понравилась история о ласточке?
Как вы думаете девочка совершила хороший поступок?
(ответы детей)
А вы как поступили бы?
(Ответы детей)
У вас на столах есть солнышко и тучка. Если у вас все получилось и со всеми заданиями вы справились, положите тучку под солнышко, а если были ошибки, то тучку положите на солнышко.
В: Весне тоже понравилось, как вы работали и она приготовила вам сюрприз.
(Воспитатель показывает корзинку, а там бумажные птички).
Давайте разместим на нашем панно таких замечательных птичек.
(Дети размещают птичек на панно)
В: Ребята, вы все молодцы! Очень хорошие получились рассказы. Вы очень постарались. Спасибо!