Надежда Белолипцева
НОД по развитию речи по произведению «Прыжок» Л. Н. Толстого
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Н. Толстой очень любил детей и написал для них много книг. Героями его книг являются дети или же животные. И сегодня я предлагаю вам познакомиться с новым рассказом Л. Толстого. Называется рассказ — «Прыжок».
ПРИЁМ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Как вы думаете, о чём или о ком может быть рассказ с таким названием?
(Какие ассоциации у вас вызывает слово «прыжок»? Что вы представляете, когда слышите это слово? Кто может быть героем этого рассказа)
Что может произойти в рассказе с таким названием?
Публикация «НОД по развитию речи по произведению „Прыжок“ Л, Н, Толстого» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- Темочки
Итак, у нас есть разные предположения. Какое же из них верное? Как это узнать? (Прочитаем текст.)
Л. Толстой
ПРЫЖОК
(Быль)
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
ОСТАНОВКА
Давайте здесь сделаем остановку и обсудим то, о чём прочитали.
ПРИЁМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»
Где происходят все события? События происходят на палубе корабля.
Что такое «палуба»? Это пол на корабле
Что происходит на палубе?
Что сделала обезьяна?
Что такое мачта? Мачта – вертикальный столб на палубе, с перекладинами к которому крепятся паруса. (схематичное изображение мачты на корабле)
Предположите, как будут дальше развиваться события, что может произойти? (ответы детей)
Вам хочется узнать, что было дальше? Продолжим чтение.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.
— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.
ОСТАНОВКА
Здесь я предлагаю остановиться ещё раз и обсудить этот отрывок.
Что делала обезьяна, когда сорвала с мальчика шляпу и забралась на мачту?
Что сделал мальчик?
Как вы считаете, почему мальчик полез на мачту за обезьяной?
Представьте себя на месте мальчика. Как бы поступили вы?
А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и размяться.
Дружно все со стульев встали
И на месте зашагали (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
А теперь рывки добавим. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания -руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Отдохнули? Хотите узнать, что было дальше? Тогда продолжим чтение.
От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту. Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
ОСТАНОВКА
Давайте сделаем ещё одну остановку. Какие непонятные слова встретились вам в этом отрывке рассказа?
Аршин — это длина всей вытянутой руки от плеча до кончика среднего пальца —
«Раззадорился» по-другому можно сказать (разгорячился, раздразнился, т. е. решил не останавливаться
— Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)
Объясните, почему изменилось отношение окружающих, почему они сначала смеялись, а потом смотрели молча?
Что заставило мальчика опомниться и посмотреть вниз?
Как вы считаете, что произойдёт дальше? Чем может закончиться рассказ?
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю. Раз, два…» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
ОСТАНОВКА
Кто спас мальчика?
Каким образом он сделал это?
Вы считаете он и правда хотел застрелить своего сына?
Зачем капитан сказал мальчику «Прыгай или застрелю!»? он понял, какая беда грозила сыну и успел очень быстро принять единственное правильное решение – угрозой (чтобы он послушался)
Чем закончилась эта история?
Как вы думаете, почему капитан заплакал?
Вот мы и дочитали рассказ до конца. А сейчас, ребята, я предлагаю вам выложить картинки в той последовательности, как происходили события в рассказе.
«Логическая цепочка» — предлагается построить события в логической последовательности.
Давайте проверим, нет ли здесь ошибок.
Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала? Кто автор этого рассказа? Давайте вспомним, что вы мне ответили в начале занятия, когда я спросила: О чём или о ком может быть рассказ с таким названием? Что из ваших предположений сбылось?
Чему же Л. Толстой хотел научить нас этим рассказом? (не совершать необдуманных поступков; управлять собой, своими эмоциями; быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь).
Вам понравился этот рассказ?