Павлова Елена
НОД по развитию речи «Как птицы весну встречают?»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи на тему «Как птицы весну встречают?»
(старшая группа)
1. Утреннее приветствие:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся.
А теперь мы предлагаем вам, уважаемые гости, получить частичку нашего тепла и доброты, и выйти к нам на приветствие.
Спасибо. Занимайте свои места.
2. Загадки. А мы начнем наше занятие с загадок. Будьте, пожалуйста, очень внимательными.
Публикация «НОД по развитию речи „Как птицы весну встречают?“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Эта птица – символ мира,
Чердаки – ее квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно. (Голубь)
Найдите, пожалуйста, картинку с его изображением.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И, вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
Кто найдет картинку со снегирями?
Что это за птицы вид
Клювом шишки потрошит?
Да и клюв совсем не прост.
Догадались? Это … (Клест)
Покажите нам, пожалуйста, эту картинку.
Голубь, снегирь, клест – это какие птицы? Правильно, зимующие.
Слушаем дальше:
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист)
Покажите нам аиста.
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет.
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Кто найдет картинку? Аист, жаворонок – какие птицы? Правильно, перелетные.
3. Объявление темы занятия. Так о ком мы сегодня будем говорить на занятии? Да, совершенно верно, мы сегодня будем говорить о птицах. О птицах зимующих и перелетных. Почему некоторых птиц называют - перелетными? (Они улетают в теплые края). А почему? Правильно, они улетают в поисках корма и лучших условий для жизни. Можете ли вы назвать птицу, которая прилетает к нам, одна из первых? Да, верно. Это грач.
4. Работа по картине. Предлагаю вам рассмотреть картину «Грачи прилетели», которую написал знаменитый русский художник Алексей Саврасов.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Да, местами лежит снег, но картина наполнена воздухом – весенним, свежим, теплым. И, главная деталь, которая подтверждает наступление весны – грачи. Посмотрите на окрас этой птицы. Какого цвета грачи? Правильно, черного. Грачи облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи - перелетные птицы, а раз они прилетели, значит, весна точно началась.
- Посмотрите, а вот на этом месте нет снега. Как вы думаете, почему его здесь нет? Да, правильно, его растопило солнце. И это место называется – проталина.
Повторите за мной это слово. А теперь давайте это слово, прохлопаем в ладоши, определим, сколько в нем слогов. Правильно, в этом слове – 4 слога.
5. Артикуляционная гимнастика
- А теперь, потренируем наши язычки:
Ли – ли – ли – летят клином журавли
Ач – ач – ач – в поле ходит черный грач
Ец – ец – ец – сидит на дереве скворец
Чки – чки – чки – улетают ласточки
6. Чтение стихотворения
- Сегодня Кириллу предлагаю побыть в роли грача, и рассказать нам стихотворение - про этих птиц, которое он выучил дома.
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи.
А вы видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы –
Прилетели, гнезда вьют.
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут,
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
- Спасибо. Все немного засиделись. Предлагаю Кириллу, раз уж он в роли грача, провести физминутку:
Если солнце печет, (руки вверх)
Тает снег, (присесть)
Ручей течет. (показ руками течение ручья)
И грачи на горе, (встать на носочки)
Значит, март, на дворе. (бегают, размахивая руками)
7. Составление предложений по схеме.
- Итак, вернемся к нашей картине. Кто запомнил, как называется эта картина? Кто ее написал?
- Предлагаю по картине «Грачи прилетели» составить предложения по схемам:
1. Первое предложение из одного слова: «Весна» или «Грачи»
2. Из 2 слов: «Наступила весна», «Прилетели грачи»
3. Из 3 слов: «Наступила теплая (долгожданная) весна», «Грачи вьют гнезда»
4. Из 4 слов: «Весной грачи вьют гнезда»
5. Из 5 слов: «Прилетели грачи и вьют гнезда»
- Молодцы, справились с заданием.
8. Слушание аудиозаписи голосов птиц
- А сейчас предлагаю послушать записи голосов птиц и угадать, что это за птица. (Синица, ворона, кукушка, дятел, воробей). Найдите изображения этих птиц.
9. Раскладывание птиц по группам
- Давайте еще раз назовем птиц, изображенных на картинках. Предлагаю распределить их на группы: зимующие и перелетные, и разместить их на доске.
10. Игра «Назови детеныша»
- У всех птиц бывают детеныши – птенчики. А вот знаете ли вы их, сейчас проверим:
У кукушки – кукушонок, а много – кукушата
У журавля – журавленок, журавлята
У скворца – скворчонок – скворчата
У лебедя – лебеденок – лебедята
У грача – грачонок – грачата
У утки – утенок – утята
У аиста – аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята
11. Словесная игра на внимание.
- Я называю птиц, если заметите ошибку, хлопните в ладоши:
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи…
Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…
Даже совки, плюшки, лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
12. Упражнение «Скажи одним словом» :
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … звонкоголосым.
У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют … длиннохвостой
У снегиря красная грудка, поэтому его называют … красногрудым
У сороки белые бока, поэтому называют … белобокой
- Рефлексия.
- О ком мы сегодня говорили на нашем занятии? На какие группы мы их разделили? Какую помощь мы можем оказывать птицам?