Надеждина Елена
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте «В поисках золотого ключика» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи и обучению грамоте
«В поисках золотого ключика»
Цель:
Демонстрация полученных детьми знаний и умений по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте „В поисках золотого ключика“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи приоритетной образовательной области.
Речевое развитие :
- совершенствовать умение составлять слова из заданных букв;
- упражнять в звукобуквенном анализе слов;
- подбирать однокоренные слова;
- изменять слова с помощью увеличительно – пренебрежительных суффиксов;
- упражнять детей в словообразовании слов путем сложения двух разных слов;
- активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «школа».
Познавательное развитие :
- закреплять знания детей о фольклоре.
Интеграция образовательных областей.
Социально – коммуникативное развитие :
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность людям;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе сообща;
- развивать умение вступать в диалог, отвечать на вопросы и задавать их.
Физическое развитие :
- продолжать охранять и укреплять здоровье детей;
- воспитывать желание участвовать в играх.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнулись мне и друг другу. И подумаете, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения (3раза). А теперь давайте пожелаем доброго утра гостям и друг другу.
Сегодня мы с вами встретимся со сказочным героем. А кто он, вы узнаете, отгадав загадку:
У отца есть мальчик странный
Необычный, деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это?
Дети: Буратино!
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
Звучит музыка из сказки, входит Буратино.
Воспитатель: А вот и наш герой!
Буратино: Ребята, а из какой я сказки?
Дети: «Золотой ключик или приключения Буратино»
Буратино: А кто написал эту сказку?
Дети: А. Толстой.
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. Он очень хочет ходить в школу. И мы с вами должны помочь ему найти волшебный сундучок, в котором есть то, что пригодится ему для учебы в школе. Но открыть сундучок мы сможем только золотым ключиком. А ключик спрятан и чтобы нам его найти, надо помочь Буратино выполнить задания, которые он получил по дороге к нам. За каждое правильно выполненное задание я буду давать вам звёздочку. Ну что, ребята, поможем Буратино?
Дети: Да, поможем!
Буратино: Ребята, папа Карло подарил мне азбуку, но я её уронил и оттуда что-то высыпалось, а что я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, что это такое и для чего это нужно? (показывает буквы)
Воспитатель берё т буквы и спрашивает детей: Ребята, что это?
Дети: Буквы.
Воспитатель: Что можно делать с буквами?
Дети: Составлять слова.
Воспитатель: Давайте мы с вами составим слова, покажем Буратино.
Вызванный ребёнок составляет слово из этих букв и выставляет его на магнитной доске. Остальные дети произносят и проверяют правильно ли составлено слово (стоя у магнитной доски).
(урок, рука, школа, ластик, парта)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием и за это я даю вам первую звёздочку!
Буратино: Ребята, спасибо вам большое, теперь я всё понял и знаю для чего нужны буквы и азбука. Я побегу в школу! До свидания, ребята!
(Буратино уходит)
Воспитатель: А на встречу со вторым героем, я предлагаю вам пройти на стульчики. Кто этот герой вы узнаете, отгадав загадку:
Я такая скрытная,
Рыжая да хитрая.
И поверьте, я свободно
Обману кого угодно.
Я – великая актриса!
Кто же я? (Лиса Алиса)
на экране поочередно появляются герои сказок
Правильно, ребята, на пути у Буратино встретилась лиса Алиса. Она спросила его куда он так спешит?
Ребята, куда Буратино хочет попасть больше всего?
Дети: В школу.
Воспитатель: Ребята, а что делают в школе?
Дети: Учатся, получают знания…
Воспитатель: Лиса хочет узнать, кто учится в школе?
Дети: Школьники.
Воспитатель: А если это девочки, то как их назовём?
Дети: Школьницы.
Воспитатель: А как можно по-другому назвать этих ребят?
Дети: Ученики.
Воспитатель: А девочек?
Дети: Ученицы.
Воспитатель: Кто учит детей в школе?
Дети: Учитель и учительница.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот сколько родственных слов мы с вами подобрали. Алиса очень любит мечтать, она мечтает о том, что будет учительницей в лесной школе. В первый год обучения её учеников можно будет называть первоклассники. А на второй год?
Дети: Второклассники.
Воспитатель: А на третий год?
Дети: Третьеклассники.
Воспитатель: Лиса ещё мечтает о том, что будет преподавать в большой, красивой школе. Здание школы будет из двух этажей. Как такое здание можно будет назвать?
Дети: Двухэтажное.
Воспитатель: А если из трёх этажей?
Дети: Трёхэтажное.
Воспитатель: Девочки подойдут к одноэтажному зданию, а мальчики к двухэтажному.
Дети подходят к двухэтажному и трёхэтажному домам, которые показаны на экране. Воспитатель спрашивает, какое это здание и почему (дети отвечают).
Воспитатель: Вот какие сложные слова мы с вами образовали, они состоят из двух слов, а из каких?
Дети: Одноэтажное состоит из слов «один» и «этаж».
Двухэтажное состоит из слов «два» и «этаж».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием. За это вы получаете ещё одну звёздочку.
А дальше на пути у Буратино встретился ещё герой, кто это, отгадайте загадку.
«Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка – кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице – аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос»
Дети: Мальвина.
(появляется на экране)
Воспитатель: Правильно, ребята. Мальвина была очень умной и воспитанной девочкой и задание дала трудное. Сначала надо отгадать загадки, слушайте внимательно.
1 Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, люби морковку. (заяц)
2 Серовато, зубовато,
По полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)
3 Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут её … (лиса)
4 Кто в дупле живёт,
Да орешки всё грызёт. (белка)
5 Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь)
Воспитатель: Молодцы,правильно отгадали загадки. А теперь надо разобрать слово «лиса» на звуки и буквы.
- Сколько букв в слове? Сколько звуков? (назвать)
- Сколько слогов в слове?
Дети: Два.
Воспитатель: Почему два?
Дети: Потому что два гласных звука «и», «а».
Воспитатель: Назовите первый слог? Второй?
Дети: Первый «ли», второй «са».
Воспитатель: На какой слог падает ударение? Произнесите.
Дети: На второй «са».
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились, за это вам ещё одна звёздочка.
После таких трудных заданий нам надо отдохнуть. Дети встают на физкультминутку «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать!
Воспитатель: Молодцы, ребята, отдохнули. А теперь нам пора встретиться с ещё одним героем, проходите на стульчики и слушайте загадку:
Не смотри, что я слепой,
Не смотри, что я хромой,
Что хочу – всё рассмотрю
И любого догоню.
Хочу денег накопить
И билет себе купить:
Уеду я в Бразилию.
Я ведь кот… (Базилио)
(появляется на экране)
Воспитатель: Ребята, кот Базилио хочет похвастаться перед лисой и выглядеть великаном в её глазах. Я буду называть вам части тела кота уменьшительно, а вы будите увеличивать их словом.
Носик – носище
Лапочка – лапища
Глазик – глазище
Язычок – язычище
Зубок – зубище
Хвостик – хвостище
Усики – усищи
Когти – когтищи
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы научились изменять слова из ласковых в устрашающие и за это я вам даю звёздочку.
В дверь стучатся и приносят письмо от Мальвины. Воспитатель читает письмо детям, в котором девочка с голубыми волосами хвалит детей за правильно выполненные задания и хочет помочь найти золотой ключик и сундучок, прислав план.
Воспитатель: Я буду читать, а вы выполнять, что написано в письме.
Письмо.
Подойти к входной двери и встать к ней спиной. Сделать вперёд три шага. Повернуть направо. Сделать вперёд десять шагов. За ширмой стоит сундучок и рядом лежит золотой ключик.
Дети достают сундучок, находят ключик и открывают его. Из сундучка воспитатель достает графическое изображение школьных принадлежностей (тетрадь, линейка, карандаш, ластик)
Воспитатель: Что это, ребята? Что нарисовано?
Дети отвечают.
Воспитатель: А как назвать всё это одним словом?
Дети: Школьные принадлежности.
Воспитатель: Какие ещё школьные принадлежности вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А в сундучке ещё есть картинки со школьными принадлежностями, которые вам надо раскрасить и отправить Буратино.
Воспитатель: Мы с вами все вместе помогли Буратино, но помогла нам ещё и дружба. Недаром говорят в народе «Дружба в делах помощница». А ещё какие пословицы о дружбе и помощи вы знаете?
«Друзья познаются в беде», «Дружно не грузно», «За хорошее дело берись смело, сам не осилишь, товарищи помогут», «Назвался другом – помогай в беде», «Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги»…
Подведение итога.
Воспитатель: Понравилось вам помогать Буратино?
Какое задание было для вас трудным?
Какое задание понравилось?
Ответы детей.
Молодцы, ребята, хорошо мы с вами потрудились. Осталось вам раскрасить школьные принадлежности для Буратино.