Лучший педагог года

НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Старик-годовик»

Кузьмина Ирина Васильевна
НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Старик-годовик»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Октябрьская, 100а. Тел. 88655362686,

тел., факс 88655362677, эл. почта – detsad25_2012@mail.ru, официальный сайт https://detsadn25.stv.prosadiki.ru/

Методическая разработка

непрерывной образовательной деятельности с детьми

старшей группы на тему «Старик - годовик»

Публикация «НОД по развитию речи с детьми старшей группы „Старик-годовик“» размещена в разделах

приоритетная ОО «Развитие речи»

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №25»

Кузьмина Ирина Васильевна

Цель: Развивать связную речь детей в процессе совершенствования представлений о сезонных изменениях в природе, их взаимосвязях. Задачи: Воспитывать умения детей замечать красоту природных явлений в разные времена года, интерес к русскому фольклору.

Развивать процессы внимания, памяти и мышления, способность к умозаключению.

Совершенствовать монологическую и диалогическую стороны речи.

Учить детей составлять описательные рассказы, опираясь на сюжетные картинки, использовать навыки словообразования и словоизменения.

Познакомить детей с многозначными словами. Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении. Обогащать образную сторону речи, словарь по данной теме.

.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое.

Словарь: зима, снег, лед, снежинка, весна, проталины, капель, ручьи, почки, листочки, подснежник, солнце, цветы, деревья, облака, цветы, жара, зной, птицы, звери, вьюжная, морозная, прозрачный, скользкий, пушистый, щедрая, ягодная, смородиновый, малиновый. земляничный. мягкий, искрящийся, ранняя, теплая, скатерть, вата, покрывало, золото, лук, близнецы.

Оборудование: серия сюжетных картинок «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», предметные картинки «Ягоды», «Животные». Презентация «Многозначные слова», «Старик-годовик».

Ход занятия:

1. Организационный момент: Дети, когда я была маленькой девочкой, мне очень нравилась сказка «Старик – годовик».. Посмотрите, избушка. В этом домике живет Старик-годовик, и он оставил нам задания.

- А вы знаете кто такой Старик-годовик?

- А кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). На этом портрете Владимир Иванович Даль, он написал очень много сказок и рассказов. Послушайте его одну сказку, и называется она

«Старик-годовик

Махнул Старик-годовик первый раз - и полетела первая тройка. - Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Дети. Времена года. (картина «Времена года»)

Воспитатель. Старик – годовик приготовил нам задания. (беру из домика конверт с заданиями)

Задание №1.

Воспитатель. – Послушайте и определите к какому времени году

Подходят эти звуки природы? (включается аудиозапись)

Закройте глаза.

Воспитатель. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?

Дети. - Зима

Воспитатель. -Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети. - Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?

Дети. - Потому что, дети лепят снеговика, катаются на санках, играют в снежки.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть, и ответить на вопросы «Какая, какой»

Дидактическая игра «Какая, какой» (Зима-холодная, снежная, вьюжная, морозная, суровая…; лед - прозрачный, скользкий, гладкий,тонкий, хрупкий, хрустальный, крепкий…;снег- пушистый, мягкий, искрящийся)

А сейчас следующее задание.

Дидактическая игра «Придумай слова» (Снег – снежинка - снеговик-снегурочка- снегоход-снегопад)

Молодцы! Занимайте свои места.

3. Воспитатель: Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка.

Воспитатель. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите?

Это капель, тает снег, ручьи текут. Как вы, думаете какое это время года?.

Дети. : - Весна

Воспитатель. - Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети. - Март, апрель, май.

Воспитатель. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Дети. - Птицы прилетели, снег тает.

Дидактическая игра «Подбери слова» (Весна – звонкая, светлая, солнечная. молодая, ранняя, зеленая, звенящая).

Дидактическая игра «Нарисуем портрет весны» (Детям предлагается составить описательный рассказ о весне по сюжетным картинкам).

(Наступила весна. Солнышко стало пригревать и началась звонкая капель. Снег растаял и побежали ручейки. Они напоили землю водой. Появились первые весенние цветы: мать - и- мачеха, подснежники, примула, крокусы. Сквозь землю стала пробиваться молодая травка. На деревьях появились листочки. Из теплых краев стали возвращаться перелетные птицы. Они занялись строительством гнезд и запели свои песни: «Весна пришла! Весна пришла!») Воспитатель: Молодцы ребята слушаем дальше.

4. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка.

Воспитатель. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок.

Это какое время года?

Дети. - Лето.

Как называются эти птицы? (Июнь, Июль, Август)

Воспитатель. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Дети. - Бабочки летают, трава зеленая.

Стало жарко, душно…

Дидактическая игра «Подбери слова» (лето - жаркое, яркое, ягодное).

Составление рассказа по картине «Летом в саду»

Какое время года изображено на картине?

Кого вы видите на картине? Что делает девочка? Каких насекомых вы еще заметили? Что они делают?

Какие деревья и кустарники растут в саду?

Как поступит девочка с божьей коровкой?

Посмотришь на такую картину, и сразу ягод захочется! А что готовят из ягод ваши мамы?

Дидактическая игра «Сварим варенье, сделаем сок» (варенье из яблок - яблочное, из персиков - персиковое, из смородины -смородиновое)

Воспитатель. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите?

5. Махнул старик-годовик рукавом четвертый раз - и полетели еще три птицы

Воспитатель. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?

Дети:- Осень.

Подул холодный ветер, полил частый дождь.

Как называются эти птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Игровое упражнение «Какая осень?» (осень - дождливая, золотая, холодная, пасмурная, ранняя, поздняя, яркая)

Молодцы, а сейчас продолжим слушать сказку.

6. Воспитатель: А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?

Воспитатель. - Вы очень хорошо справились с заданием.

-А что нам

помогает узнать дни и месяцы?

Дети. - Календарь.

Воспитатель. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.

-Это настенный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей и нахождение различий).

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Воспитатель. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?

Дети. - Дни недели.

Выполняем 2 задания Старика – Годовика.

Воспитатель. -Чтобы закрепить дни недели, ответим на вопросы:

Какой сегодня день недели?

Дети. – Пятница

Воспитатель. - Сколько всего дней в недели?

Дети. - Семь

Воспитатель. - Какой день идет после среды?

Д. -Четверг

В. - Какой день идет перед пятницей?

Д. –Четверг

В. - Как называется шестой день недели?

Д. -Суббота

В. - Если сегодня пятница, какой день был вчера и какой день будет завтра?

Дети. -Вчера был четверг, а завтра суббота

Воспитатель. – А сколько месяцев в году?

Дети. - 12 месяцев.

Воспитатель. -А сейчас какое время года?

Дети. -Зима.

Воспитатель. - А кто нам скажет какой месяц?

Дети: Декабрь.

Переходим к Заданию №3. Составление рассказа-описания.

Воспитатель. - Дети, следующее задание Старика-годовика это составление рассказ о “зиме”.

Нужно рассказать:

- какое время года;

- что вы можете сказать про погоду;

- про птиц.

В. - Для удобства составления рассказа вы можете использовать схему.

2-3 детей составляют рассказ.

Схема для составления описательного рассказа. Тема «Времена года. Зима»

План составления рассказа:

1. Зима – самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идёт снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом.

2. Что происходит с деревьями с наступлением зимы? (На деревьях лежит иней)

3. Что происходит с птицами с наступлением весны? (Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири.)

4. Зимняя одежда – люди надеваю тё плую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.

5. Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, коньках, лыжах.

6. А ещё бывает самый лучший праздник в году – Новый год.

Примерный рассказ:

Молодцы ребята вы справились с этим сложным заданием.

- Хорошо, поиграем еще в одну игру.

Задание №4. Дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

Воспитатель. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

Воспитатель. - Утром светло, а днем еще …

Дети. -Светлее.

Воспитатель. - Вечером темно, а ночью еще …

Дети. -Темнее.

Воспитатель. - Осенью холодно, а зимой еще …

Дети. -Холоднее.

Воспитатель. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Дети. - Ярче.

Воспитатель. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Дети. -Звонче.

Воспитатель. - В пальто тепло, в шубе еще …

Дети. -Теплее.

Воспитатель. - Весной день длинный, а летом …

Дети. -Длиннее.

Воспитатель. -А теперь Старик-годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года отгадаем загадки.

Задание № 5. Загадки о временах года

Сверкает морозный узор на окошках,

И падает снег на деревья, дома,

Пурга замела все тропинки, дорожки,

На улице холодно - это ЗИМА.

Снег растаял, трава зеленеет,

На кустах и деревьях – листва,

И на улице стало теплее,

Светит солнышко - это ВЕСНА.

Птицы, бабочки летают,

Много солнечного света,

Пчелки вьются над цветами,

Лес зеленый – это ЛЕТО.

Листва желтеет на деревьях,

Дожди бывают часто очень,

И птицы к югу улетели,

Холодный ветер – это ОСЕНЬ.

Воспитатель. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?

Дети. - Год.

Воспитатель. -Сколько времен года?

Дети. – 4 времен года.

Воспитатель. – Назовите все 4 времени года.

Дети. – Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. - Какие календари бывают?

Дети. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.

Воспитатель. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика-годовика.

Рефлексия мероприятия:

• Что нового и интересного узнали сегодня?

• О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

Ребята, загадайте загадки родителям о временах года, посмотрите какие календари, есть у вас дома? Принесите календари в группу и мы рассмотрим их вместе., вместе с родителями нарисуйте ваше любимое время года.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в деревню» с детьми группы раннего возраста Цель деятельности: Закрепить знания детей о домашних птицах – петухе, курице и цыплятах. Воспитательные задачи: Воспитывать чувство любви.

Дидактическая игра по развитию речи для детей старшей группы «В гостях у Винни-Пуха» Дидактические задачи: Создавать условия для формирования умения подбирать рифму, сочинять двустишия, четверостишия. Формировать умение использовать.

Фотоотчёт по изготовлению дидактической игры по развитию речи детьми старшей группы «Различие звуков [С] и [Ш]»Фотоотчёт по изготовлению дидактической игры по развитию речи детьми старшей группы «Различие звуков [С] и [Ш]» Фотоотчёт о проектной деятельности /различение звуков С и Ш/Проект называется «Счастливого пути» и сделан по типу путешествия по «реке времени».

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение)Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы Упражнение «Путаница» Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 летКонспект занятия по развитию речи по лексической теме «Мебель» с детьми средней группы 4–5 лет Конспект занятия составлен с опорой на методику О. С. Ушаковой. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада N 76, г. Рязань, первой.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

НОД по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной группы «Путешествие в Цветочный город» Представляю вашему вниманию НОД с элементами координации речи и движения по развитию плавной речи у детей с заиканием старшей возрастной.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Старик-годовик»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 22:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Старик-годовик»» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина Ирина Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД