Кузьмина Ирина Васильевна
НОД по развитию речи с детьми старшей группы «Старик-годовик»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №25»
Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Октябрьская, 100а. Тел. 88655362686,
тел., факс 88655362677, эл. почта – detsad25_2012@mail.ru, официальный сайт https://detsadn25.stv.prosadiki.ru/
Методическая разработка
непрерывной образовательной деятельности с детьми
старшей группы на тему «Старик - годовик»
Публикация «НОД по развитию речи с детьми старшей группы „Старик-годовик“» размещена в разделах
приоритетная ОО «Развитие речи»
Составил: воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №25»
Кузьмина Ирина Васильевна
Цель: Развивать связную речь детей в процессе совершенствования представлений о сезонных изменениях в природе, их взаимосвязях. Задачи: Воспитывать умения детей замечать красоту природных явлений в разные времена года, интерес к русскому фольклору.
Развивать процессы внимания, памяти и мышления, способность к умозаключению.
Совершенствовать монологическую и диалогическую стороны речи.
Учить детей составлять описательные рассказы, опираясь на сюжетные картинки, использовать навыки словообразования и словоизменения.
Познакомить детей с многозначными словами. Упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении. Обогащать образную сторону речи, словарь по данной теме.
.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно - эстетическое.
Словарь: зима, снег, лед, снежинка, весна, проталины, капель, ручьи, почки, листочки, подснежник, солнце, цветы, деревья, облака, цветы, жара, зной, птицы, звери, вьюжная, морозная, прозрачный, скользкий, пушистый, щедрая, ягодная, смородиновый, малиновый. земляничный. мягкий, искрящийся, ранняя, теплая, скатерть, вата, покрывало, золото, лук, близнецы.
Оборудование: серия сюжетных картинок «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», предметные картинки «Ягоды», «Животные». Презентация «Многозначные слова», «Старик-годовик».
Ход занятия:
1. Организационный момент: Дети, когда я была маленькой девочкой, мне очень нравилась сказка «Старик – годовик».. Посмотрите, избушка. В этом домике живет Старик-годовик, и он оставил нам задания.
- А вы знаете кто такой Старик-годовик?
- А кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). На этом портрете Владимир Иванович Даль, он написал очень много сказок и рассказов. Послушайте его одну сказку, и называется она
«Старик-годовик.»
Махнул Старик-годовик первый раз - и полетела первая тройка. - Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Дети. Времена года. (картина «Времена года»)
Воспитатель. Старик – годовик приготовил нам задания. (беру из домика конверт с заданиями)
Задание №1.
Воспитатель. – Послушайте и определите к какому времени году
Подходят эти звуки природы? (включается аудиозапись)
Закройте глаза.
Воспитатель. - Слышите? Как вы думаете, какое это время года?
Дети. - Зима
Воспитатель. -Какие зимние месяцы вы знаете?
Дети. - Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. - Покажите на картине это время года. - Почему ты так думаешь?
Дети. - Потому что, дети лепят снеговика, катаются на санках, играют в снежки.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть, и ответить на вопросы «Какая, какой»
Дидактическая игра «Какая, какой» (Зима-холодная, снежная, вьюжная, морозная, суровая…; лед - прозрачный, скользкий, гладкий,тонкий, хрупкий, хрустальный, крепкий…;снег- пушистый, мягкий, искрящийся)
А сейчас следующее задание.
Дидактическая игра «Придумай слова» (Снег – снежинка - снеговик-снегурочка- снегоход-снегопад)
Молодцы! Занимайте свои места.
3. Воспитатель: Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка.
Воспитатель. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите?
Это капель, тает снег, ручьи текут. Как вы, думаете какое это время года?.
Дети. : - Весна
Воспитатель. - Какие весенние месяцы вы знаете?
Дети. - Март, апрель, май.
Воспитатель. - Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Дети. - Птицы прилетели, снег тает.
Дидактическая игра «Подбери слова» (Весна – звонкая, светлая, солнечная. молодая, ранняя, зеленая, звенящая).
Дидактическая игра «Нарисуем портрет весны» (Детям предлагается составить описательный рассказ о весне по сюжетным картинкам).
(Наступила весна. Солнышко стало пригревать и началась звонкая капель. Снег растаял и побежали ручейки. Они напоили землю водой. Появились первые весенние цветы: мать - и- мачеха, подснежники, примула, крокусы. Сквозь землю стала пробиваться молодая травка. На деревьях появились листочки. Из теплых краев стали возвращаться перелетные птицы. Они занялись строительством гнезд и запели свои песни: «Весна пришла! Весна пришла!») Воспитатель: Молодцы ребята слушаем дальше.
4. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка.
Воспитатель. - Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок.
Это какое время года?
Дети. - Лето.
Как называются эти птицы? (Июнь, Июль, Август)
Воспитатель. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?
Дети. - Бабочки летают, трава зеленая.
Стало жарко, душно…
Дидактическая игра «Подбери слова» (лето - жаркое, яркое, ягодное).
Составление рассказа по картине «Летом в саду»
Какое время года изображено на картине?
Кого вы видите на картине? Что делает девочка? Каких насекомых вы еще заметили? Что они делают?
Какие деревья и кустарники растут в саду?
Как поступит девочка с божьей коровкой?
Посмотришь на такую картину, и сразу ягод захочется! А что готовят из ягод ваши мамы?
Дидактическая игра «Сварим варенье, сделаем сок» (варенье из яблок - яблочное, из персиков - персиковое, из смородины -смородиновое)
Воспитатель. - Давайте послушаем дальше. Что вы слышите?
5. Махнул старик-годовик рукавом четвертый раз - и полетели еще три птицы
Воспитатель. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?
Дети:- Осень.
Подул холодный ветер, полил частый дождь.
Как называются эти птицы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Игровое упражнение «Какая осень?» (осень - дождливая, золотая, холодная, пасмурная, ранняя, поздняя, яркая)
Молодцы, а сейчас продолжим слушать сказку.
6. Воспитатель: А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная.
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?
Воспитатель. - Вы очень хорошо справились с заданием.
-А что нам
помогает узнать дни и месяцы?
Дети. - Календарь.
Воспитатель. - Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.
-Это настенный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей и нахождение различий).
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Воспитатель. - Во время физ. минутки, что мы вспомнили?
Дети. - Дни недели.
Выполняем 2 задания Старика – Годовика.
Воспитатель. -Чтобы закрепить дни недели, ответим на вопросы:
Какой сегодня день недели?
Дети. – Пятница
Воспитатель. - Сколько всего дней в недели?
Дети. - Семь
Воспитатель. - Какой день идет после среды?
Д. -Четверг
В. - Какой день идет перед пятницей?
Д. –Четверг
В. - Как называется шестой день недели?
Д. -Суббота
В. - Если сегодня пятница, какой день был вчера и какой день будет завтра?
Дети. -Вчера был четверг, а завтра суббота
Воспитатель. – А сколько месяцев в году?
Дети. - 12 месяцев.
Воспитатель. -А сейчас какое время года?
Дети. -Зима.
Воспитатель. - А кто нам скажет какой месяц?
Дети: Декабрь.
Переходим к Заданию №3. Составление рассказа-описания.
Воспитатель. - Дети, следующее задание Старика-годовика это составление рассказ о “зиме”.
Нужно рассказать:
- какое время года;
- что вы можете сказать про погоду;
- про птиц.
В. - Для удобства составления рассказа вы можете использовать схему.
2-3 детей составляют рассказ.
Схема для составления описательного рассказа. Тема «Времена года. Зима»
План составления рассказа:
1. Зима – самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идёт снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом.
2. Что происходит с деревьями с наступлением зимы? (На деревьях лежит иней)
3. Что происходит с птицами с наступлением весны? (Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири.)
4. Зимняя одежда – люди надеваю тё плую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.
5. Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, коньках, лыжах.
6. А ещё бывает самый лучший праздник в году – Новый год.
Примерный рассказ:
Молодцы ребята вы справились с этим сложным заданием.
- Хорошо, поиграем еще в одну игру.
Задание №4. Дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»
Воспитатель. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»
Воспитатель. - Утром светло, а днем еще …
Дети. -Светлее.
Воспитатель. - Вечером темно, а ночью еще …
Дети. -Темнее.
Воспитатель. - Осенью холодно, а зимой еще …
Дети. -Холоднее.
Воспитатель. - Весной солнце светит ярко, а летом еще …
Дети. - Ярче.
Воспитатель. - Весной птицы поют звонко, а летом еще …
Дети. -Звонче.
Воспитатель. - В пальто тепло, в шубе еще …
Дети. -Теплее.
Воспитатель. - Весной день длинный, а летом …
Дети. -Длиннее.
Воспитатель. -А теперь Старик-годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года отгадаем загадки.
Задание № 5. Загадки о временах года
Сверкает морозный узор на окошках,
И падает снег на деревья, дома,
Пурга замела все тропинки, дорожки,
На улице холодно - это ЗИМА.
Снег растаял, трава зеленеет,
На кустах и деревьях – листва,
И на улице стало теплее,
Светит солнышко - это ВЕСНА.
Птицы, бабочки летают,
Много солнечного света,
Пчелки вьются над цветами,
Лес зеленый – это ЛЕТО.
Листва желтеет на деревьях,
Дожди бывают часто очень,
И птицы к югу улетели,
Холодный ветер – это ОСЕНЬ.
Воспитатель. - Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?
Дети. - Год.
Воспитатель. -Сколько времен года?
Дети. – 4 времен года.
Воспитатель. – Назовите все 4 времени года.
Дети. – Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. - Какие календари бывают?
Дети. - Настенный, настольный, отрывной, карманный.
Воспитатель. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика-годовика.
Рефлексия мероприятия:
• Что нового и интересного узнали сегодня?
• О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
Ребята, загадайте загадки родителям о временах года, посмотрите какие календари, есть у вас дома? Принесите календари в группу и мы рассмотрим их вместе., вместе с родителями нарисуйте ваше любимое время года.