Ирина Баева
«Фрукты». Конспект НОД по развитию грамматического строя речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие грамматического строя речи у детей в средней группе. Закрепить знания детей о фруктах и активизировать словарь по данной теме;
Задачи:
- Активизировать в речи детей номинативный словарь названий фруктов;
- Закреплять обобщающие понятия;
- Упражнять в образовании относительных прилагате6льных;
- Формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
Оборудование: Коробка, волшебная палочка, картинки фруктов, мяч, мольберт, фланелеграф.
Предварительная подготовка:
Рассматривание картинок с изображением фруктов, чтение художественной литератур, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры по теме фрукты.
Методы и приемы:
словесный, наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель приглашает детей встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться, то есть подарить окружающим хорошее настроение.
Топнем ножкой,
Хлопнем в ладошки
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте c ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (показывает пустую коробку и волшебную палочку).
Ребята, это настоящая волшебная палочка…Но у неё закончилась зарядка. Что бы увидеть её волшебство, вам нужно выполнить мои задания и получить энергию. Согласны?
2. Основная часть:
1. Задание. Д/И «Посмотри и назови»
Воспитатель; Ребята, посмотрите на картинки. Что здесь изображено?
Дети: называют названия фруктов
Воспитатель: Как мы назовём одним словом? (фрукты)
А где растут фрукты? (на деревьях)
Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые деревья)
Где растут фруктовые деревья? (в саду)
Как называется сад, в котором растёт много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
Молодцы! С первым заданием вы справились. Даю вам первый заряд энергии. Давайте прикрепим его на палочку.
2. Задание. Д/И «Угадай фрукт по описанию»
Детям раздаются картинки.
Воспитатель: Сейчас я буду вам описывать фрукты, а ваши картинки помогут вам отгадать. Тот у кого картинка – отгадка, должен прикрепить её на мальберт.
- Сочное, сладкое, спелое, твердое, зеленое (Яблоко)
- Вкусная, полезная, мягкая, желтая, сладкая, аппетитная (груша)
- Оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный (апельсин)
- Жёлтый, полезный, сочный, овальный, кислый (лимон)
- Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный (банан)
Ребята, давайте повторим названия фруктов.
Молодцы! Со вторым заданием вы тоже справились. Даю вам второй заряд энергии.
3. Задание Д/И «Назови ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Дети стоят в круге. Бросая мяч ребенку, назовите любой фрукт, ребенок должен поймать мяч, назвать этот фрукт ласково и вернуть вам мяч обратно.
Например, яблоко яблочко, лимон-лимончик, апельсин-апельсинчик
Молодцы ребята! И с этим заданием вы тоже справились. Даю вам третий заряд энергии.
Воспитатель: Ребята, что-то мы устали. Давайте немного поиграем. Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Будем мы варить компот. (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)
Молодцы. Садитесь на стульчики.
4. Задание Д/И «Пятый лишний»
Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом».
Молодцы ребята! И с этим заданием вы тоже справились. Даю вам ещё один заряд энергии. Какой он по счёту?
5. Задание Д/И «Сварим варенье»
Что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, начинку для конфет, фруктовое мороженое и даже пастилу и зефир)
Воспитатель: Ребята предлагаю вам побыть поварами и сварить варенье. Вам необходимо распределить фрукты по баночкам с вареньем.
Ребята, если сварить варенье из яблок, то получиться яблочное варенье.
А если из сливы? (сливовое)
Из абрикосов? (абрикосовое)
Из груш? (грушевое)
А из вишни какое варенье можно сварить? (вишневое)
А из персиков? (персиковое)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Даю вам последний заряд энергии. Какой он по счёту?
Воспитатель: Ребята наша волшебная палочка полностью зарядилась и сейчас мы увидим её волшебство.
Проводим над пустой коробкой и говорим волшебные слова: «Раз, два, три – чудо сотвори. Бибиди, бобиди,бум…». Дети заглядывают в коробку и видят там сюрприз.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось занятие? Про что мы сегодня разговаривали? Какое задание было самое трудное?
Ребята возьмите солнышко, если вам всё на занятии понравилось, тучку - если что-то было трудно. Прикрепите, пожалуйста, свои картинки на фланелеграф.