дlolmnbv
НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте «Поможем Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте
НОД для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, составлена в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (логопедическая образовательная деятельность была построена на основе совместных действий педагога и детей)
Публикация «НОД по развитию фонетико-фонематических процессов и обучению грамоте „Поможем Незнайке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель НОД: повторить знакомые детям буквы и звуки.
Задачи
Коррекционно – образовательные:
- продолжать знакомить с понятием «слог»;
- учить синтезу звуков односложных слов;
Коррекционно – развивающие :
-продолжать закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения.
- развивать умение выделять первые звуки в словах.
-продолжать учить делить слова на слоги тактильным способом;
- учить составлять схему предложения с предлогами НА, ПОД;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать терпеливое отношение к ответам сверстников.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление предложений по сюжетным картинкам)
• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации)
• Прием эмоциональной заинтересованности (проблемы у Незнайки)
• Игровой прием (пальчиковая гимнастика, игра «Сигнальщики», игра-физминутка)
• Использование проблемных ситуаций (игры «Буквы рассыпались», «Прочти слоги», «Распредели картинки к буквам»)
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется задача – развитие мелкой моторики и закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно- ласкательной форме.
Образовательная деятельность состоит из игр, к каждой из которых даются четкие инструкции. Деятельность началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время НОД дети смотрят мультимедийную презентацию с Незнайкой и заданиями. Затем обсуждается, как можно помочь Незнайке. Дети отвечают на наводящие вопросы педагога и и выполняют задания. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Учитель-логопед создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
В непосредственно логопедической образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Учитель-логопед проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
После проведения НОД педагог анализирует его результативность и освоение детьми программных задач.
Тема: «Поможем Незнайке».
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Цель НОД: повторить знакомые детям буквы и звуки.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- продолжать знакомить с понятием «слог»;
- учить синтезу звуков односложных слов;
Коррекционно – развивающие :
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
-продолжать закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения;
- развивать умение выделять первые звуки в словах;
-продолжать учить делить слова на слоги тактильным способом;
- учить составлять схему предложения с предлогами НА, ПОД;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать терпеливое отношение к ответам сверстников.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, сигналы (наборы из трёх цветов на каждого ребенка)
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики.
Гномики – прачки.
Жили-были в домике
Маленькие гномики: Дети сжимают и разжимают кулачки
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики Загибают пальчики, начиная с больших
Раз, два, три, четыре, пять Разгибают, начиная с мизинца
Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Чики – носочки,
Мики – умница был,
Всем водичку носил. Загибают пальчики, начиная с больших.
Игра «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Юбка- юбочка, брюки- …., шорты -…., блузка - …., майка -…., ботинки -…. .
2. Основная часть. (Презентация приложение №1 - 1й слайд)
- ребята сегодня у нас в гостях Незнайка. Нужно ему помочь разобраться с буквами и звуками нашего родного русского языка. Для вас и для Незнайки приготовлены интересные задания.
2 – 10 слайд,
Игра «Распредели картинки к буквам»- выделение первых звуков в словах.
А – арбуз, О – осы, У – усы, И- индюк, Т- тапочки, К- кошка, П- помидор, Б- ботинки, М- машина.
11 слайд
Игра «Сигнальщики» - закреплять понятия «Согласный твердый», «согласный мягкий», «гласный» звук, их обозначения.
- Давайте покажем Незнайке как обозначаются звуки, и поиграем в игру «Сигнальщики».
Нужно показать обозначение звуков при помощи трех сигналов – согласный твердый (синий, согласный мягкий (зеленый, гласный (красный).
А, У,П,Т, ТЬ, Х, Й, Д,Б, О, С, ВЬ, О, С, СЬ, Ы, Ф, Ч, МЬ.
12 слайд.
- а сейчас поможем Незнайке разобрать буквы, которые рассыпались.
Игра «Рассыпались буквы» -на плакате буквы в хаотичном порядке. Дети узнают буквы и на доске записывают их правильно.
13 -20 слайды
- а сейчас мы покажем Незнайке как слоги превращаются в слова.
Игра «Преврати слог в слово»- предлагается детям прочитать на экране слог, добавить звук и написать слово на доске.
Физминутка (Презентаци приложение №2) –повторение движений под музыку в презентации.
- а сейчас давайте поможем Незнайке навести порядок в шкафу.
Игра «Наведи порядок» - деление слов на слоги, определение картинок к схемам.
- по картинкам разделить слова на слоги, используя тактильный способ.
- определить к какой схеме (слоговой) подходит слово – название одежды, обуви, головных уборов. Дети выходят к магнитной доске и крепят под нужной схемой картинки.
Игра «Составь предложение»
- по сюжетным картинкам составить предложения с предлогами На и ПОД. Начертить схему, определить, где находиться предлог.
Дети выходят к доске составляют предложение и чертят схему на доске.
3. Итог.
- назовите согласные звуки, гласные.
Оценка деятельности детей.