Папки-передвижки

«Как жили люди на Руси». НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе (5 фото)

Алла Тавинцева
«Как жили люди на Руси». НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Как жили люди на Руси». НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе
Фото «Как жили люди на Руси»
. НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе - фото
Фото №1 Цель Формирование у детей интереса к истории и культуре Фото №2 Русская народная культура фольклор русского народа через изготовление традиционной народной куклы оберега

Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы-оберега.

Темочки:

Задачи:

*Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок); закрепить знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси.

*Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

*Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору.

Словарная работа: рушник, половицы, ткачи, гончары.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Оборудование: макет русской избы с предметами быта (печь, лавка, стол, самовар, посуда, прялка, половики, ухват, кочерга, коромысло, вёдра, чугунки, люлька)

Ход:

Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом Я вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить:

В какой стране мы с вами живем, как она называется? (Ответы детей)

А как называлась наша страна раньше, много лет назад? (Ответы детей)

Воспитатель: А людей, которые жили на Руси? (Русичи).

Вы наверное заметили, что я сегодня одета необычно. Что за костюм на мне? (Русский народный) Как называется платье без рукавов? (Сарафан) Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник) Кокошник носили женщины по праздникам.

А как же одевались мужчины на Руси? Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась? Штаны-порты, на голове –картуз, на ногах-лапти.

Вот так одевались люди на Руси.

Даша Морозова:

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: Ребята, а что значит жилище? (Ответы детей) Как вы думаете, для чего человеку нужен дом? Как назывались дома нашего народа? А вы знаете, почему Русь называли деревянной? (Потому что избы строили (рубили) из деревьев)

Воспитатель: Ну а теперь пора и в избу заглянуть!

Давайте мы с вами посмотрим, как была устроена русская изба.

Видео-презентация

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ, топ.

Ой, устали! Вытрем лоб.

Воспитатель: Печь занимала большую часть комнаты. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков. Для чего нужна, была печка в избе? (Ответы детей). Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).

Из-за занавески горницы появляется домовёнок Кузя.

- Кто это? А кто такой домовой?

В народе считают, что домовой живёт в каждом доме. Есть такая поговорка «Никакой дом без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель и покровитель его. Следит за порядком. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет- дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на своё место. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда домочадцы спят, как вы думаете, почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не пугать. Домовой любит жить за печкой.

Воспитатель: Какая мебель была в избе? (Ответы детей). Посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар.

Воспитатель: А какая посуда была у русичей? (Ответы детей). Кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы.

Воспитатель: Вся мебель и вещи имели в избе своё место. В избе был порядок.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его» :

1. Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи. (Кочерга).

2. У этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи. (Ухват).

3. Деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой. (Коромысло).

4. Одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, вращает колесо. (Прялка).

Воспитатель:

«Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота. (Печка)

Воспитатель:

Правильно, это печка.

Воспитатель:

Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

Воспитатель:

Без неё не обойтись. На ней сидели, спали, отдыхали. (Лавка)

Воспитатель:

Ещё одна загадка: «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода». Правильно – это самовар. Молодцы, поставьте самовар на стол.

Воспитатель: Ребята, а про что же эта загадка: «Кузовок в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).

Правильно, это люлечка, а как еще ее называли? (Зыбка, колыбель)

Куда же подвешивали люлечку? (К потолку).

Воспитатель: А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем:

Физминутка: (А у дядюшки Трифона)

«А у дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!»

Дрова рубили (взмахи руками с наклоном)

Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

Полы мыли (наклоны)

Бельё стирали (выполняем движения руками)

Ух, отдыхали! (Утирают пот со лба)

Воспитатель: А теперь поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: чтобы было уютно, люди вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, вязали скатерти (показ скатерти, пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы (показ половицы, делали посуду из глины (показ глиняных горшков). Раньше не было игрушек и люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, как называлась наша страна в старину? Что носили люди тогда? Как обставляли дома, что в них находилось? Кто же жил за печкой? С какими игрушками дети играли?

Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам украсить русский народный костюм – сарафан. (Детям предлагаются раскраски сарафана, на котором они должны нарисовать узоры, чтобы украсить его).

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Как жили люди на Руси». НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 19:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Как жили люди на Руси». НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Алла Тавинцева (УИ 2455521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД