Наталья Рудакова
НОД по познавательному развитию «Все о тканях»
▼ Скачать + Заказать документы
ГАОУ ДПО ИРР ПО
Центр дошкольного образования
Конспект организации НОД по познавательному развитию
с детьми 5-6 лет на тему:
«Все о тканях»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Рудакова Наталья Ивановна
Пенза 2019г.
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о свойствах и качествах разных видов тканей. (шелк, ситец, шерсть.) Познакомить с новым видом ткани-болонья.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Все о тканях“» размещена в разделах
2. Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы.
3. Расширять словарный запас детей, обогащая словами (Болонья, ситец, шерсть, шелк).
4. Развивать умение грамотно строить высказывание, более точно характеризовать объект.
5. Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.
6. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал: Лейки 2шт., пульверизатор, корзинка с набором тканей (10 х10 см) (болонья, ситец, шерсть, шелк, одноразовые ложки 8шт., стаканчики с водой 4шт., бумажные салфетки, демонстрационный материал (картинки-схемы, раздаточный материал (картинки-схемы).
Предварительная работа: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», труд в уголке природы: полив цветов, протирание крупных листьев растений фланелевой варежкой, опрыскивание растений, проведение опыта «Прохождение воды через вату», рассматривание альбома «Виды тканей», с/ ролевые игры: «Магазин тканей», «Ателье», просмотр презентации: «Происхождение тканей».
Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем идут поливать цветок, находящийся в музыкальном зале.
В зале гости, дети здороваются при входе.
Дети находят цветок, поливают его и опрыскивают водой. Затем убирают лейку и пульверизатор в корзинку, воспитатель снимает фартук.
Дети замечают, что у воспитателя на юбке пятно от воды!
Воспитатель задает вопрос: -Что же делать?
Рассуждения детей
Воспитатель удивляется: - Как же это получилось, я же была в фартуке?
Идет обсуждение, почему промокла юбка, если был одет фартук.
Дети выдвигают версию, что ткань на фартуке тонкая.
Воспитатель удивленно: Ткань
Воспитатель задает вопрос: А что же такое ткань?
Предполагаемый ответ детей: -Ткань — это нитки, переплетенные между собой.
Воспитатель дает правильное определение ткани. Да, ткань — это текстильное полотно, полученное на ткацком станке путем переплетения ниток!
Мне нужно будет сшить новый фартук!
Я очень люблю шить, и у меня часто остаются разные лоскутки ткани, может мы выберем нужную ткань. вот она эта корзинка – посмотрим, что у меня есть!
(открывают, воспитатель удивляется, глядя, на беспорядок в корзинке).
Да сначала здесь надо навести порядок.
Поможете мне разобрать ткань.
Воспитатель приглашает детей к мольбертам и рассказывает, как надо рассортировать лоскуты тканей
- Вот полотно из шелка. На него будем пристегивать шелковые лоскутки, это полотно из ситца! Какие лоскуты будем сюда пристегивать? На шерстяное полотно?
Дети отвечают: Ситцевые, шерстяные.
- Воспитатель уточняет: А оставшиеся лоскуты пристегните вот на это полотно!
- Дети разбирают ткань.
Воспитатель благодарит детей:
- Замечательно, спасибо вам, как хорошо вы справились с заданием.
Предлагает подумать о фартуке, в котором можно работать в уголке природы.
Какой же должен быть фартук?
Дети, опираясь на карточки схемы называют свойства ткани, подходящей для фартука
- Легкий, прочный, не промокаемый.
(выставляем на мольберт картинки, ассоциирующие легкость, прочность, упругость ткани (мнется или не мнется, непромокаемость.
Дети ставят цель: проверить свойства ткани и выбрать нужную.
Воспитатель одобряет предложения детей: - Молодцы, я с вами согласна, надо проверить ткань на эти свойства.
И приглашает детей в лабораторию!
Воспитатель: - передает детям лоскуты шелка.
Как называется эта ткань?
Дети: -Шелк
Идет беседа воспитателя с детьми по вопросам.
Вспомните, что вы знаете о шелке? Как получают шелковую нить?
Что можно сшить из шелковой ткани? (нарядное платье, красивую блузку, шарфик)
Фартук можно сшить из такой ткани? А для работы в уголке природы подойдет он?
Дети:
- да, нет.
Воспитатель предлагает проверить
- Опыт первый- проверим легкая или тяжелая эта ткань.
Подбросьте лоскутки и посмотрите, как они падают.
Дети:
- летит медленно, кружится, значит легкая.
Воспитатель: - подходит это свойство нам.
Следующее свойство на что будем проверять ткань?
Дети: На то, что мнется.
Воспитатель спрашивает какое свойство ткани самое важное для фартука, в котором можно будет работать в уголке природы?
Дети отвечают- непромокаемость
Вместе с воспитателем дети обговаривают способ проверки: необходимо взять ткань подложить под неё бумажную салфетку и капать на неё воду.
(Причём воспитатель не даёт детям готовых решений, а побуждает детей к самостоятельному планированию эксперимента).
Вывод детей:
Шелк: ткань тонкая, поэтому промокла очень быстро, шелк сделан из тонких ниток, не подойдет для фартука
Так же проверяют ситец и шерсть.
Ситец: ткань промокла, из такой ткани нельзя шить фартук.
Шерсть:
ткань толстая, тяжелая, пропускает воду медленно, но все ровно промокает, для фартука не годится.
Воспитатель рассказывает об оставшихся лоскутах: -У нас осталось еще одно полотно с лоскутами ткани. Называется эта ткань- балонья. Болонья – полотняный материал с блеском, изготавливается из синтетических волокон. Ткань изобрели в городе Болонья, в Италии, отсюда и название.
Давайте повторим
Дети: Балонья.
Воспитатель: ну что испытаем и эту ткань!
Определим легкая или не легкая эта ткань.
Попробуем помять.
Проверим на прочность.
Ну и конечно же проверим ее промокает ткань или нет.
Болонья: ткань, не тяжелая, прочная, не промокла, вода держится на поверхности каплями, с неё вода скатывается. Из неё можно шить фартук, а также не промокаемую одежду от дождя и снега.
Дети:
- Вот нужная ткань для фартука, в котором можно работать в уголке природы, и там, где мы работаем с водой.
Воспитатель:
-Да молодцы, мы подобрали нужную ткань, мы обязательно теперь нашьем фартуки из такой ткани, а сейчас нам с вами можно подумать о фасоне фартука и нарисовать его!