Ольга Ильясова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный камень — магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Обучающие: Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения со свойствами магнита – притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, стекло, картон, крупу, ткань) 2 Развивающие : развивать стремление к познанию через экспериментальную деятельность, развивать речевую активность. 3 Воспитательные: воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Волшебный камень — магнит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Оборудование: рукавичка с магнитом внутри коробки, мелкие предметы из разных материалов, поднос, стакан, банка с водой, бабочки на скрепке, картон Оборудование для каждого ребенка: железные, пластмассовые, деревянные, пластмассовые; кусочек ткани, магниты, магнитная доска; тарелки для раздаточного материала, картон, клеенка, бабочки из бумаги
Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами и цифрами.
Ход ОД
Приветствие
(раздается звук видеописьма с изображением ученой Совы)
Сова: - Здравствуйте, мои друзья! Я знаю, что вы очень любознательные илюбите экспериментировать. Когда экспериментируешь, становишься почти что исследователем. Я уверенна, что вы знаете, кто такие исследователи? Дети: это люди, которые что-то изучает. Я вам отправила подарок:попробуйте отгадать, о каком предмете сегодня пойдет речь, какие секреты в себе хранит и почему он так называется?
Воспитатель открывает коробку (коробка в форме подарка, в ней рукавичка, скрепки.)
- Ребята, что это? (рукавица), сова сказала, что здесь есть какой то секрет. А в чем он заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежат разные предметы. -Что это? (показ предметов, скрепки (ответы детей)- Мне кажется, я где-то уже видела такую рукавичку. Никто из вас не терял варежку?
Вспоминаем вместе с детьми, что на новогоднем утреннике у Деда Мороза были точно такие же варежки.
- Ребята, а вы помните, что рукавицы у Деда Мороза были не простые, а волшебные. Может и у нас получится совершить волшебство.
- Давайте попробуем вспомнить, какие слова говорил Дед Мороз, когда колдовал подарки для ребят, скажем волшебное заклинание : «Ты расти рукавичка, подрастай невеличка, стань большой, только не пустой!»
- Ничего не получилось! Может рукавичку дед из сказки потерял и в ней разные зверюшки поселились? Давайте послушаем (дети прислушиваются, делают вывод: мышка - не пищит, лягушка – не квакает и т. д., никого нет)
- Что же делать? Как найти хозяина? Провожу рукавичкой как бы случайно над подносом с предметами и обращаю внимание детей на «волшебные» качества рукавички – притягивать предметы.
-Посмотрите. (подносит руку в рукавичке к подносу со скрепками). Вот так чудо чудное. Рукавичка «поймала» все скрепки. -В чем секрет? Как вы думаете? (ответы детей). Определяем почему? (в рукавичке есть что-то, что не дает упасть предметам). Рассматриваем рукавичку -Это, ребята, обычный магнит. Много секретов в себе он хранит. - Какой магнит на ощупь? (гладкий, холодный, твердый)
-Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Вот перед нами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
- Кто из вас знает, какие секреты хранит в себе магнит? Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
- Что произойдет с предметами, если поднести к ним магнит? Все ли предметы он притягивает?
-Магнит - это природный камень, который обладает волшебным свойством : магнетизмом или притяжением
-А хотите узнать, какие еще секреты в себе хранит магнит?
-Чтобы познакомиться с удивительными свойствами магнита, приглашаю вас в научную лабораторию. На некоторое время вы станете учёными-исследователями. А кто такие исследователи? (это люди, которые что-то изучают)
-Предлагаю вамнадеть халаты, бейджики, я буду старшим научным сотрудником, а вы мои помощники- младшие научные сотрудники. (обращаю внимание на правила поведения в научной лаборатории)
-Давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории, помогут нам в этом карточки – символы (На экране)
1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.
3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.
4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).
- Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита. И после каждого опыта нам необходимо как научным сотрудникам сделать определенные выводы.
- Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.
- Как вы думаете, из чего сделан магнит? (из железа).
- Магнит сделан из сплава нескольких металлов.
- Ребята сплав, это когда берут разные металлы, расплавляют их в печи и соединяют их вместе.
- Какой он на ощупь? (холодный, гладкий, твёрдый).
- А какие интересные свойства есть у магнита, с которыми вы уже знакомы?
ДЕТИ: - Магнит может притягивать предметы.
- Я вам предлагаю подтвердить это свойство магнита притягивать предметы. Придвиньте к себе контейнеры с образцами.
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
- У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т. е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.
- Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен? (металлический) - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт с предметом. (да, притягивает)
- Значит в карточке напротив этого образца, какой знак надо поставить? (плюс) Продолжите экспериментирование самостоятельно.
- Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: - Сила магнита не действует на деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги. А еще на стеклянные предметы
- На какие предметы действует сила магнита?
(На железные предметы)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие) железные предметы и не действует на (какие материалы) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
-Ребята, вы только что узнали, какие предметы может притягивать магнит. А вот с Ноликом из мультфильма «Фиксики» случилась беда…. помогите ему. (просмотр фрагмента мультфильма «Фиксики» серия «Магнитный конструктор»)
-Ребята, что произошло с Ноликом? Что должен придумать Нолик, чтобы освободиться из плена конструктора (Снять доспехи, сделанные из железа).
-Спасибо, ребята. Ваши знания очень помогли Нолику. Нолик предлагает немного повеселится под песню «Помогатор» (выходит ребенок и показывает движения, остальные все повторяют).
Музыкальная физминутка «Помогатор»
Опыт№2 «Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло (Они намагнитились -они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
- Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
- Молодцы, вы настоящие волшебники – умело справились с опытом.
Опыт№3. (поиск металлических предметов в манной крупе и в стакане с водой)-С помощью чего мы можем достать предметы, не касаясь руками песка и крупы (Предположения,дети достают предметы из крупы с помощью магнита, складывают предметы в контейнеры).-Какой вывод можно сделать о силе магнита? Мешает ли магниту крупа? Положите листочек картона на контейнер и поднесите магнит, клеенку….
Вывод:магнитная сила действует через крупу, картон, клеенку.
-А теперь попробуем проверить, действует ли магнит через воду? (стакан, вода, скрепка) Опыт №4показывает воспитатель
-Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук? Надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют с пластиковым стаканом) -Расскажите, что получилось (Скрепка следует за движением магнита вверх) -Что же двигало скрепку (Магнитная сила). Какой можно сделать вывод? Вывод: Магнитная сила может действовать через пластик и воду. Игра-опыт «Летающая бабочка»
-Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).
-А,кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)
- К бабочке прикреплена железная скрепка.
Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.
Вывод: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии
Воспитатель приглашает детей подойти к экрану. -Ребята, сегодня мы познакомились со свойствами магнита. Давайте их назовём. ( Ответы детей: магнит притягивает металлические предметы, магнит действует через воду, пластик, картон. Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами. Дети называют свойства и одновременно схемы появляются на экране
-Магнит используют для разных целей. Знаете ли вы в каких предметах человек использует магнит? (Ответы детей) У нас в группе есть магниты? А дома у вас?
Ребёнок читает стихотворение про магнит :
Уже давно люблю магнит.
Он и теперь меня манит
Камня маленький кусок,
Невзрачный, серенький брусок.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайды "Практическое применение магнита".
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Магниты используют в разнообразных игрушках и электроприборах: вентиляторах и трансформаторах; механизмах - магнитных замках и двигателях. Магниты помогают человеку, посмотрите, сколько помощников, в которых есть магниты :
• Наушники
• Колонки от музыкального центра
• Телефонная трубка
• Звонки, которые находятся на входных дверях, ваших домов и квартир
• В дверцах холодильника, магниты помогают дверцу держать закрытой
• Даже на банковской карте есть магнитная полоса
• Вентиляторы
• Магнитные замки
Итог. С каким волшебным камнем мы сегодня познакомились? (это магнит)- Про какое свойство магнита вы узнали? (магнит притягивает к себе все металлические предметы) Предлагаю вам поделиться своими знаниями дома, спросите у папы магнит и узнайте, какие металлические предметы есть у вас дома. Завтра расскажете нам, что вы нашли. - А на память о нашей работе в лаборатории я приготовила вам игры с магнитами.
Опыт №1 «Притягивает, не притягивает?»
Перед вами контейнер, в котором находятся предметы, сделанные из различного материала, давайте назовём, из чего сделаны предметы:
- Этот предмет сделан из пластмассы
- Это образец ткани
- Этот предмет выполнен из дерева
- Это образец бумаги
- Этот образец сделан из железа.
- У каждого из вас на столе лежат таблицы с изображением предметов из контейнера, если данный предмет взаимодействует с магнитом, т. е. магнит притянул предмет к себе, то в карточке напротив этого предмета вы ставите плюс. Если не притягивается, то ставите минус.
- Предлагаю взять предмет, который первый нарисован в таблице. Какой предмет первый изображен? (металлический) - Прикладываем к нему магнит, притянулся он к магниту или нет?
Воспитатель демонстрирует опыт с предметом. (да, притягивает)
- Значит в карточке напротив этого образца, какой знак надо поставить? (плюс) Продолжите экспериментирование самостоятельно.
- Давайте проверим результаты вашего опыта. На какие предметы не действует сила магнита?
ДЕТИ: - Сила магнита не действует на деревянные, пластмассовые, предметы сделанные из ткани и бумаги. А еще на стеклянные предметы
- На какие предметы действует сила магнита?
(На железные предметы)
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Давайте подумаем, какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Чтобы вам помочь, я начну, а вы продолжите.
Вывод: магнит притягивает (какие) железные предметы и не действует на (какие материалы) другие материалы: пластмассу, дерево, ткань, бумагу, стекло)
Опыт№2 «Намагничивание»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Посмотрите, для следующего эксперимента мне понадобятся магнит и скрепки. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, и она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно сниму цепочку из скрепок с магнита. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась
- Почему скрепки не рассыпались?
- Почему так произошло (Они намагнитились -они превратились в магниты).
- Правильно, под действием магнита скрепки намагнитились и сами на короткое время стали ВРЕМЕННЫМИ магнитами.
- Предлагаю этот эксперимент - Волшебная цепочка выполнить самостоятельно.
Дети выполняют опыт.
- Молодцы, вы настоящие волшебники – умело справились с опытом.
Опыт№3. (поиск металлических предметов в манной крупе и в стакане с водой)-С помощью чего мы можем достать предметы, не касаясь руками песка и крупы (Предположения,дети достают предметы из крупы с помощью магнита, складывают предметы в контейнеры).-Какой вывод можно сделать о силе магнита? Мешает ли магниту крупа? Положите листочек картона на контейнер и поднесите магнит, клеенку….
Вывод:магнитная сила действует через крупу, картон, клеенку.
-А теперь попробуем проверить, действует ли магнит через воду? (стакан, вода, скрепка)Опыт№4 показывает воспитатель
-Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук? Надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют с пластиковым стаканом) -Расскажите, что получилось (Скрепка следует за движением магнита вверх) -Что же двигало скрепку (Магнитная сила). Какой можно сделать вывод? Вывод: Магнитная сила может действовать через пластик и воду. Игра-опыт «Летающая бабочка»
-Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).
-А,кто догадался, почему моя бабочка летает? (ответы детей)
- К бабочке прикреплена железная скрепка.
Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает. Теперь, я предлагаю вам самим проделать фокус со своими бабочками.
Вывод: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии