Елена Александровна Сироткина
НОД по познавательному развитию «Берёза — символ Саратовской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Берёза – символ Саратовской области»
Цель:
Формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений о русской природе.
Задачи:
Познавательное развитие.
- формировать у дошкольников представления о характерных особенностях берёзы;
- развивать воображение, творческую активность;
- развивать любознательность и познавательную мотивацию.
Речевое развитие.
- обогащать активный словарь;
- приобщать детей к словесному искусству;
- формировать звуковую и интонационную культуру речи;
Публикация «НОД по познавательному развитию „Берёза — символ Саратовской области“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
Художественно-эстетическое развитие.
- обучать техническим приёмам и способам изображения берёзы в разные
времена года с использованием различных техник рисования;
- учить замечать сочетание цветов в разное время года;
- развивать творческие способности.
Социально-коммуникативное развитие.
- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности
собственных действий;
- формировать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками;
- формировать готовность к совместной деятельности в коллективе;
- воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений;
- формировать культуру общения с природой.
Словарная работа:
Дегтярное мыло, береста, белоствольная, плакучая, подберёзовик.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1. Знакомство с берёзой на участке группы.
2. Экскурсия в парк.
3. Знакомство с творчеством русских художников.
4. Заучивание пословиц, загадок, стихотворений о берёзе.
5. Создание картины «Берёзовая роща» в сенсорно-творческом центре.
6. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.
7. Создание презентации «Люблю березку русскую». Взаимодействие с родителями и детьми.
Оборудование и материалы:
Ветка берёзы, полено, береста, шкатулка из бересты, берёзовый веник, картина на бересте, лапти, мыло «Дегтярное»;
Материал для условно-графической записи слова: фломастеры, таблица «Польза, вред», магнитная доска, цветы на магните, экран, мультемидийный проектор,магнитофон, салфетки, цветная бумага.
Ход : (Дети с воспитателем входят в зал)
1. Воспитатель
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, сегодня у нас необычное, очень интересное и познавательное заседание клуба
«Знатоков родного края».
Хотите узнать, о чём мы с вами будем сегодня говорить? Я вам в этом помогу. У меня два конверта в них пазлы. Сложите пазлы и вы узнаете ответ на мою подсказку.
(Девочки складывают в красном обруче свои пазлы, мальчики в синем)
Посмотрим, что получилось у девочек? (Дерево берёза).
А у мальчиков? (Тоже дерево берёза)
Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о берёзе- символе Саратовского края.
2. Организационно - поисковый этап
Воспитатель
Очень часто мы слышим словосочетание «Русская берёзка». Почему так говорят, вы знаете? (ответ детей)
Если спросить русского человека, какое дерево он считает самым красивым, наверняка он ответит, что это берёза Берёза- не только красивое дерево.
Ещё в древности люди отметили многие полезные свойства этого дерева. А какие полезные свойства берёзы мы с вами можем назвать?
Работа с таблицей «Вред – польза»
Берёза обладает многими ценными свойствами. Вы с родителями добывали информацию о пользе берёзы. Постараемся выяснить, чего же берёза приносит больше: пользы или вреда. Сделать вывод поможет таблица.
Польза
Вред
Дети располагаются на ковре.
Дети называют полезное свойство берёзы ставят в таблице + ,
вредное - .
(Польза: даёт тень, укрывает от ветра, дарит красоту, вырабатывает кислород, изготавливают мыло, лекарство, чернила, мебель, берёзовые веники, предметы быта, дрова)
(Вред: можно с берёзы упасть, можно поцарапаться, в огороде берёза мешает другим растениям, в грозу нельзя стоять под деревом)
Дети подсчитывают количество положительных ответов и отрицательных.
Делают вывод:
- Я думаю, что берёза приносит больше пользы, чем вреда.
- Я думаю, что это полезное дерево.
Словесная игра «Сплетем венок из красивых слов»
А ведь берёза не только за ценные свойства любима. Она любима за красоту. Берёза символ России, земли русской. Она украшает нашу прекрасную землю. Берёза одно единственное дерево с белой корой. Это делает её особенно привлекательной и трогательной. Сплетём для берёзки венок из красивых слов.
На магнитной доске нарисована берёзка. Дети прикрепляют цветы- магнитики -
«плетут» венок и называют слова признаки:
стройная, русская, нежная, белолицая, белоствольная, кудрявая, плакучая, могучая, гибкая, тонкая, выносливая…
О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много картин. Её все знают. Это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа. Хотите, ребята, послушать и посмотреть небольшой фильм о нашей красавице.
Фильм первый «Про русскую берёзу»
Воспитатель
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней
Ведь берёза- частица Родины моей.
Мы с вами знаем много стихов о берёзе. Кто хочет прочесть нам стихотворение?
Дети читают стихи
Воспитатель
На Руси с большим почтением относились к берёзе и даже считали, что Берёза- богиня всех богатств на земле. Не зря её называли- Берегиня. У берёзки есть даже свой праздник- Троицын день, который существует издавна и длится (в начале июня) 5 дней. Все эти дни девушки надевали самые нарядные одежды и шли в берёзовую рощу. Они чествовали берёзку, только что надевшую зелёный наряд; подарками её оделяли. Девушки украшали ветки лоскутками, лентами; подвешивали сладости, плели венки, пели песни, водили хороводы. Давайте и мы с вами станцуем русский хоровод «Про берёзку»
Музыкальная пауза. Танец «Во поле берёзка стояла»
Образным поэтическим языком поэты воспевали красоту русской берёзки.
Это дерево часто изображалось и художниками на картинах. Вот и мы с вами попробуем изобразить берёзку. Давайте вспомним, как поэтапно выполнить берёзку в обрывной аппликации.
• Расположить лист вертикально, наметить линию земли, из белой бумаги без помощи ножниц пальчиками вырвать форму ствола.
• К стволу добавить изящные веточки из черной цветной бумаги, которые свисают вниз и на ствол доклеить черные точки.
• Теперь мы должны показать, что веточка усыпаны зелёными листьями.
• Постарайтесь передать колорит русской берёзки: её стройность, характерные особенности, настроение. Как всегда нам будет помогать музыка.
Какие красивые получились берёзки. И каждая со своим настроением. Вы со своими родителями дома сделали оригинальные поделки. Давайте с вами пополним мини- выставку вашими работами. У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц.
3. Рефлексивно- корригирующий этап
Вот и подошёл к концу наш разговор о русской берёзке. Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке символу нашей России.
Благодатная Берёза-
России символ, красоты,
Неподвластная невзгодам,
Ты- кладезь сил и доброты!
Мы хотим поделиться с вами частицей доброты и подарить небольшие сувениры, выполненные руками детей.