Евдокимова Раиса
НОД по ознакомлению с пространственными представлениями в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по ознакомлению с пространственными представлениями в средней группе.
Подготовила воспитатель МБДОУ ШЦРР - д/с № 5 "Улыбка": Евдокимова Р. Н.
Цель: формирование у детей способности к наглядному моделированию пространственных отношений.
Задачи:
- учить ориентироваться на плоскости, продолжать учить детей различать правую и левую руки, определять направление: вперёд, назад, закрепить употребление предлогов «между» и «за»;
Публикация «НОД по ознакомлению с пространственными представлениями в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- развивать пространственные представления при прочтении плана помещений группы, мышление и память, сообразительность, закреплять навык действий по словесной инструкции воспитателя;
- воспитывать желание помогать друг другу.
Материалы и оборудование: Обезьянка, «снежинки» с заданиями, схема-план группы, значки-кружки, образец комнаты, листы бумаги с обозначенными на них окнами и дверью, геометрические фигуры – заместители.
Ход занятия:
Неожиданно звучит смех.
Звучит голос: «Здравствуйте ребята! Это я ваша обезьянка. Я знаю, что вы любите играть в прятки, поэтому я от вас спряталась, хочу, чтобы вы меня нашли, но чтобы найти меня, вам нужно найти снежинки-сюрпризы, которые я спрятала для вас в группе.
Воспитатель: Ребята, вот какая наша обезьянка, оказывается, она любит не только за нами наблюдать, но и сама играть. Что будем делать?
Дети: Искать.
Воспитатель: Предлагайте, как мы будем её искать?
Дети: Поискать везде в группе: в шкафу, в уголке, где она всегда сидит…
Воспитатель: Подумайте, как мы с вами учились искать спрятанные игрушки в группе? С помощью чего?
Дети: С помощь плана.
Воспитатель: Правильно. Конечно, быстрее всего найти спрятанные игрушки можно по плану. Где находится наш план группы?
Дети: На доске.
Воспитатель: Давайте подойдем к плану.
Воспитатель: Ой, ребята, а на плане есть какие - то цветные значки, которых раньше не было. Это Обезьянка нарисовала нам эти значки. Как вы думаете, для чего?
Дети: Она просто захотела украсить план.
Воспитатель: Давайте-ка вспомним, что ещё нам сказала Обезьянка?
Дети: Нам нужно найти снежинки-сюрпризы.
Воспитатель: Прежде чем найти её, нам нужно найти снежинки-сюрпризы. Будем их искать?
Дети: Будем.
Воспитатель: Так, что мы сейчас будем с вами делать?
Дети: Будем искать Обезьянку, которая спряталась в нашей группе
Воспитатель: С помощью чего?
Дети: С помощью плана.
Смотрим план группы. Видим цветной значок, который находится на парикмахерской.
Воспитатель: Она сказала, что первый сюрприз находится здесь, где розовая стрелочка. Кто мне скажет, что это изображено на плане?
Дети: Фиолетовый прямоугольник, парикмахерская.
Воспитатель: Маша, какой это предмет мебели? …. (спросить несколько детей)
Воспитатель: Это то, место, где Обезьянка оставила для нас первую снежинку. Давайте проверим, так ли это, Вова и Ксюша, сходите, пожалуйста, и посмотрите, есть ли там снежинка.
Двое детей подходят к парикмахерской и приносят оттуда «снежинку» с заданием.
Воспитатель: Ой, ребята снежинка то не простая на ней есть задание, будем выполнять. Давайте я сейчас вам его прочитаю.
1. «Между и за» (игра по сказке теремок):
Обезьянка: Я очень люблю играть в игру «Между и за», поиграйте в эту игру, используя предметы на столе, выполнив задание, смотрите план группы.
На столе домик и персонажи из сказки «теремок». Дети рассказывают, как расставлены игрушки.
Вопросы воспитателя:
- Ребята, а где стоит мышка? (между, за, рядом)
- А где стоит домик? (он стоит справа от мышки)
- А кто стоит между зайчиком и волком?. мишкой и лисой? Что стоит за всеми персонажами из сказки?
Воспитатель: Ребята, но на плане есть ещё значки, а значит и новые сюрпризы от нашей обезьянки, давайте посмотрим.
Подходим к плану и видим синюю стрелочку, которая находится на кухне.
Воспитатель: Ребята, а что изображено на плане с синей стрелочкой?
Дети: Оранжевый прямоугольник, кухня.
Воспитатель: (Опросить несколько детей) Где же находится следующая снежинка?
Дети: На кухне.
Воспитатель: Правильно, давайте-ка, посмотри так или нет, Вероника и Лёня, принесите, пожалуйста, её.
Двое детей подходят к кухне и приносят оттуда «снежинку» с заданием
Воспитатель: Ой, ребята, здесь опять для нас задание, будем выполнять? Готовы слушать следующее задание?
Дети: Готовы.
2. «Продолжи предложение»:
1. Жираф высокий, а зебра … (низкая);
2. Дороги в городе широкие, а тропинки в лесу… (узкие);
3. У дуба ствол толстый, а у березы ствол… (тонкий);
4. Медведь большой, а зайчик…(маленький)
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием мы тоже справились, давайте продолжим поиски нашей Обезьянки и посмотрим на плане, где найти следующую снежинку.
Подходим к плану группы. На нем зелёная стрелочка, которая находится на полке шкафа от окна.
Воспитатель: Ребята, что изображено на плане нашей группы?
Дети: Изображен синий прямоугольник.
Воспитатель: (Опросить несколько детей) Где же находится следующая снежинка?
Дети: Следующая снежинка находится на полке шкафа возле окна.
Воспитатель: Правильно, давайте-ка посмотри так или нет, Полина и Андрей, принесите, пожалуйста, нам следующую снежинку.
Двое детей подходят к шкафу и приносят оттуда «снежинку» с заданием.
Воспитатель: Ой, ребята, здесь опять для нас задание. Послушайте.
3. «Поклоны»:
«Выполняйте движения, как сказано в стихотворении:
Воспитатель: Ну что готовы выполнять движения?
Дети: Да.
Вышел клоун на арену,
Поклонился всем со сцены,
Вправо, влево и вперед.
Поклонился всем как мог.
Воспитатель: Ребята, вот и ещё один сюрприз от Обезьянки мы выполнили, а всё никак не можем её найти, значит нужно опять вернуться к плану.
Подходим к плану группы и видим оранжевую стрелочку, которая находится на столе воспитателя.
Воспитатель: Ребята, а что находится здесь на плане под оранжевой стрелочкой?
Дети: Прямоугольник. Стол.
Воспитатель: Где мы найдём следующую снежинку?
Дети: На столе воспитателя, на вашем столе и т. д.
Воспитатель: Правильно, принесите, пожалуйста, Женя и Василиса, следующую снежинку.
Двое детей подходят к столу воспитателя и приносят оттуда «снежинку» с заданием.
Воспитатель: Ой, ребята, снова для нас задание. Готовы слушать?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Послушайте.
4. «Расставьте мебель в комнате»:
«Обезьянка просит помочь ей расставить мебель в её комнате».
Дети встают около мольберта, на котором расположен план комнаты Обезьянки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на мольберте расположен план комнаты нашей Обезьянки с обозначенными на них полосками – “двери”, “окна” и “стены”. А ещё есть заместители мебели - геометрические фигуры, давайте вспомним, какие предметы мебели обозначают круг (стол, квадрат (кресло, треугольник (табурет, прямоугольник (кровать). А теперь, я буду говорить, куда поставить мебель, а вы мне отвечать и показывать.
Дети по моему указанию расставляют мебель на плане.
- Обезьянка просит поставить ей стол посередине комнаты!
- А кровать Обезьянка просит поставить с левой стороны у окна!
- Кресло поставить с правой стороны от двери!
- А стул поставить возле стола с правой стороны!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились и с этим заданием.
Неожиданно звучит голос: «Я вижу, что все мои снежинки найдены, и сюрпризы вы выполнили, но меня то не нашли (звучит смех).
Воспитатель: Ох, какая хитрая наша Обезьянка. Спряталась о нас так, что мы её найти не можем. Ребята может нам ещё раз посмотреть на план.
Подходим к плану группы и видим жёлтую стрелочку, которая находится на кровате, где спит Динара.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где это находится?
Дети: На кровате, где спит Динара.
Воспитатель: Ребята пойдемте, посмотрим, может, там найдем нашу проказницу Обезьянку.
Ищут… Находят в коробке «Мирилка».
Звучит голос Обезьянки: Урааа! Здравствуйте, мои друзья! Спасибо, что нашли меня.
А я за это дарю вам вот эту интересную игру.
Воспитатель: Ой, как здорово, ребята. Давайте поблагодарим нашу Обезьянку за интересную игру. Ну, а наша Обезьянка займёт своё место в нашей группе. Андрей, посади нашу Обезьянку на её место.
Рефлексия в кругу.
Воспитатель: Какова цель была нашей деятельности сегодня. Как искали? С помощью чего? А какое задание Обезьянки, Вова, тебе больше всего понравилось говорить слова наоборот или расставлять мебель в комнате, а тебе Полина …
Дети рассказывают.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте на прощанье скажем с вами добрые слова:
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание-
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!