Светлана Аксенова
НОД по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Наши ручки»
Возрастная группа: старшая
Цель. Формирование представлений детей о значении рук для жизни человека путем экспериментирования.
Задачи: дать детям представление о том, что руки — это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями (в отличие от животных); показать зависимость между строением руки и выполняемыми ею функциями; развивать двигательные навыки, мелкую моторику; воспитывать бережное, ответственное отношение к своему телу.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
Дидактический материал: небольшие предметы различной формы, выполненные из разного материала; тактильные пластины; бинты.
Ход занятия
Ребята, вспомните, из чего состоит тело человека. (Голова, шея, туловище, руки, ноги). Сегодня мы будем знакомиться с важным органом тела — руками. Рука состоит из плеча, предплечья и кисти. Обратите внимание на строение кисти: большой палец противостоит всем остальным. Уникальность строения руки позволила занять человеку особое место среди других живых существ на Земле.
В отличие от животных, у которых нет большой (принципиальной) разницы в функциях, выполняемых передними и задними конечностями, у человека она огромна. (При помощи различных примеров, заданий, практических упражнений детей подводят к сравнению, анализу.)
Подумайте и скажите, что при помощи своих конечностей может сделать обезьяна, кошка, копытное животное? (Ответы детей.)
Сможете ли вы застегнуть пуговицу (завязать шнурки, вырезать какую-нибудь фигуру и др., если большой палец вашей руки сделать неподвижным при помощи бинта? (Дети делают предположения, а затем выполняют задания в предложенных условиях, после чего снова отвечают на вопрос, отмечая основные трудности, с ко-торыми столкнулись.)
Сейчас я завяжу некоторым из вас глаза. Вы должны будете определить на ощупь неизвестный предмет и назвать его. (Дети выполняют.)
(Воспитатель помогает обобщить полученную информацию и сделать вывод, что рука — это тонкий орган с присущими ему специфическими функциями: воз-можностью захватывать, держать и удерживать предметы, производить различ-ные действия с ними, — основная из которых — осязание.)
Через игру, проблемные ситуации детей подвести к пониманию значения рук для полноценной жизни, к осознанию необходимости бережного, заботливого отношения к ним. Например, связать ребенку руки и просят его нарисовать картину, завязать бант, принести что-нибудь, одеться и т. п.
В заключение попросить детей сказать ласковые слова о своих руках.
Упражнения на закрепление материала
1. При помощи бинта, ленты и т. п. обеспечьте ребенку неподвижность большого пальца руки. После этого попросите его выполнить какие-либо действия: застегнуть пуговицы, завязать шнурки, нарисовать или вырезать что-либо и др. Затем предложите выполнить те же самые задания, но
уже с участием всех пальцев руки. По окончании выполнения задания попросите ребенка вспомнить свои ощущения, основные трудности. Помогите ему сделать вывод о значении большого пальца руки для практической жизни и о таком «умном» строе-нии руки человека.
Предложите детям, не сгибая руку в локте, поднести ложку ко рту, застегнуть пуговицы или замочек молнии, почесать нос или ухо, причесаться, надеть юбку или брюки, погладить животик или спинку. Поинтересуйтесь, почему они не могут выполнить такие «простые» действия.
Отгадай загадки:
Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы рук.)
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной —
День и ночь со мной:
Их десяток — верных ребяток!
(Пальцы рук.)
Пять братьев —
Годами равные,
Ростом разные.
(Пальцы руки.)
Твои помощники — взгляни —
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый.
(пальчик).
Идут четыре брата навстречу старшему.
— Здравствуй, большак! — говорят.
— Здравствуй, Васька-указка, Мишка-середка,
Гришка-сиротка да крошка-Тимошка.
(Пальцы руки.)
— Докажи, что пальцы — цепкие, сильные, могут рассказывать о себе.
— Покажи, что ты умеешь делать своими руками. (Это могут быть функциональные движения, о также результаты продуктивной деятельности детей.)
— Каково значение рук для полноценной жизни?
— Есть люди, у которых в результате травмы отсутствует одна рука (или даже обе руки) или руки теряют подвижность в результате болезни, перестают «слушаться» человека. Это люди с ограниченными возможностями (инвалиды). Они не могут сделать то, что здоровый человек делает не задумываясь.
Предложить детям почувствовать трудности, которые испытывают такие люди.
Игровое упражнение «Кто быстрее наденет.».
Упражнение выполняется в парах. Один ребенок надевает вещь при помощи обеих рук, а другой — при помощи одной руки. Затем дети меняются местами: кто надевал двумя руками — надевает одной. Результаты сравниваются.
Предложить детям поговорить со
своими ручками, со своими пальчиками. Учите «слушать», понимать,
уважать и любить свое тело.