Анна Кудряшова
НОД по ознакомлению детей с карельскими народными музыкальными инструментами «В гостях у хозяйки Насто»
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у хозяйки Насто
Ход музыкального занятия «В гостях у хозяйки Насто»
Дети заходят в музыкальный зал под спокойную музыку.
Музыкальный руководитель поет:
Музыка, здравствуй,
Музыка, здравствуй,
Музыка, музыка!
Праздник прекрасный,
Праздник прекрасный,
Публикация «НОД по ознакомлению детей с карельскими народными музыкальными инструментами „В гостях у хозяйки Насто“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Республика Карелия
- Темочки
Дарит нам музыка!
Музыкальный руководитель (поёт): «Здравствуйте, девочки!»
Девочки (поют): «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, мальчики!»
Мальчики (поют): «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель: «Здравствуйте, взрослые!
Воспитатель: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Здравствуйте! Здравствуйте все!»
Музыкальный руководитель: Удивительное слово «здравствуйте»…Означает оно «здравия желаю». В старину люди при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (показывает). А как же по-карельски будет звучать это слово?
Дети: Терве «Теrveh!»
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами, как в старину, по-карельски, поприветствуем друг друга и пожелаем крепкого здоровья.
Музыкальный руководитель: (Показ презентации. Просмотр слайдов с карельскими пейзажами)
Карелия, Карелия!
Родная сторона.
Твои озёра синие.
Как в сказке небеса,
Твои леса зелёные –
Сплошное волшебство.
Люблю тебя, Карелия –
Отечество моё!
Наш край богат реками и озерами, давайте сегодня с вами отправимся на прогулку на лодке – на одном из самых древних видов транспорта карел.
Дети садятся в импровизированную лодку. Фотофильм достопримечательностей Карелии. Дети называют основные достопримечательности.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, на лодке мы приплыли в карельскую деревню…
Выходит хозяйка Насто.
Насто: Терве! Доброго здоровьица гости дорогие!
Дети: Терве!
Насто: Добро пожаловать в карельскую деревню! В наших краях говорят - жданный гость - радость, а нежданный - праздник. Слышите? Музыка звучит! В хоровод вставать велит!
Хоровод «Светит месяц»
Насто: Проходите в дом гости дорогие да присаживайтесь в большой угол – это почетное место! (дети присаживаются на скамейки). Здесь самовар, икона, а над иконой полотенце, колосья, срезанные по осени, огарок свечи рождественской, тут в старинном сундучке дорогие семейные вещицы лежат…
Музыкальный руководитель: Позволь Насто нам с ребятами одним глазком взглянуть!
Насто: Пожалуйста, гости дорогие!
Насто передает сундучок музыкальному руководителю. Музыкальный руководитель достает кантеле.
Музыкальный руководитель:
Кантеле — народный карельский музыкальный инструмент. Старинные кантеле имели пять струн. С течением времени количество струн увеличивалось - появлялись 10-ти, 12-ти и 16-ти струнные кантеле, а сегодня на современных кантеле можно увидеть 34 струны.
Изготавливались кантеле самими исполнителями или деревенскими мастерами. Этот инструмент представлял особую ценность для семьи, он был оберегом и могли передавать его по наследству.
Как вы думаете, как играют на кантеле? Предположения детей. Импровизация.
Кантеле – это струнный щипковый музыкальный инструмент. Во время игры кантеле держат на коленях и пальцами обеих рук защипывают струны.
Удивительный инструмент – кантеле. Древний… Загадочный… В нем словно скрыта какая-то тайна, а звучание его завораживает (видеоролик игры на кантеле)
Музыкальный руководитель: Каким вам показалось звучание кантеле?
Дети: звонкое, хрустальное, переливающееся, тихое, светлое, прозрачное, напевное, мягкое, легкое, мечтательное.
Музыкальный руководитель достает рожок.
Музыкальный руководитель: Вышел в поле пастушок, заиграл его.
Дети: Рожок
Музыкальный руководитель: Это – духовой карельский народный музыкальный инструмент. Изготавливают рожок из бересты. Этот инструмент можно назвать пастушьим. Потому что звучание у рожка громкое, яркое, он был хорошо слышен на расстоянии. Утром пастух игрой на рожке сопровождал стадо на пастбище, а вечером в лесу его собирал, чтобы гнать домой.
Дети или Насто выбирает пастуха карельской считалкой.
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Мужу двое, себе трое
И детишкам – по лапотишкам!
Карельская народная игра «Догонялки»
Музыкальный руководитель: На рожок похож музыкальный инструмент гудок. Это тоже духовой карельский народный музыкальный инструмент. Отличается от рожка формой и размером. У рожка закругленная форма, а у гудка прямая.
Послушайте звучание гудка. Отличается оно от звука рожка? (играет на гудке)
Каким вам показалось звучание гудка и рожка?
Дети: громкое, яркое, твердое, уверенное, отчетливое, могучее, бодрое.
Музыкальный руководитель: Из бересты изготавливали и другие музыкальные инструменты. (достает из короба погремушки)
Эта милая игрушка, малышам она подружка
Целый день она поет, деткам плакать не дает.
Дети: погремушка
Музыкальный руководитель: Погремушка – один из древних музыкальных инструментов. В старину погремушки изготавливали также как и рожки из бересты. Наполняли погремушки семенами, камешками. Для маленьких детей они были как обереги. Погремушки раньше называли шаркунками. (показывает) Это – традиционная погремушка-шаркунок. Шуркунки успокаивали малышей своим тихим звучанием. (играет на погремушке) Какое звучание у погремушки?
Дети: Тихое, шуршащее, мягкое, спокойное, убаюкивающее.
Также изготавливали шаркунки на палочке, виде собачек, кубиков. Посмотрите какие еще игрушки изготавливали для детей в старину. (показ иллюстраций на слайдах)на Музыкальный руководитель: А сейчас, что за музыкальный инструмент играет? (звучит фонограмма игры на трещотке)
Чьи мы слышим перекаты?
Словно гром гремит - раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А звучит сейчас - …
Дети: Трещотка
Музыкальный руководитель: Какой звук извлекает трещотка?
Дети: трескущий, резкий, громкий, колкий, острый, четкий.
Музыкальный руководитель: "Вот трещотка!" - говорят про излишне болтливых людей, не все знают, что трещотка - это еще и карельский народный музыкальный инструмент. Трещотки бывают разными (иллюстрации видов трещоток на слайде): круговая, пластинчатая или веерная, трещотка пластинчатая на ручке. Раньше на трещотках обязательно играли на свадьбах, во время плясок.
Насто: Ну-ка выйдем все скорей, будет пляска веселей!
Карельская народная игра «Болванчик»
(Насто подыгрывает на трещотке во время игры)
Насто: А теперь гости дорогие прошу вас за стол сесть. Скоро праздник сбора урожая настанет – Кегри мы его зовем. Надо калиток напечь. Калитки – это национальное карельское блюдо. Тесто для калиток готовят из ржаной муки, а начинка – из крупы – ячневой или пшеничной. Они могут быть различной формы: круглые, овальные, четырех-, пяти-, шестиугольные и даже семиугольные. Края калиток защипывались или загибались.
Музыкальный руководитель: Насто, а можешь нас научить калитки готовить?
Насто: С удовольствием!
Лепка калиток из соленого теста. Готовые калитки Насто ставит "в печь" (уносит). Пока калитки «пекутся» музыкальный руководитель подводит итог занятия.
Музыкальный руководитель: С какими карельскими народными инструментами мы познакомились сегодня на занятии? Как в старину называли погремушки? Какие виды трещоток вы знаете? Какой инструмент вам больше всего понравился? На каком инструменте захотели научиться играть?
Какое национальное карельское блюда мы сегодня с вами помогли испечь Насто?
Насто: Вот и калитки наши испеклись, пора и чай пить (педагог выносит на блюде настоящие калитки)
Чаепитие
Музыкальный руководитель: Спасибо за угощение, Насто!
Насто: Рада была видеть вас! Заходите снова в гости!
Музыкальный руководитель: Давайте по-карельски попращаемся с Насто – Hyvti!
Насто: Hyvti! Nkeyvymm! До скорой встречи!