Панфёрова Наталья
НОД по логике в подготовительной группе «Классификация животных»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной к школе группе по логике.
Тема занятия: Классификация животных.
Занятие разработано воспитателем выс. квалификационной категории Панферовой Н. Ф.
МДОУ «Детский сад № 100» г. Магнитогорска.
Цель: зарепить умение классифицировать животных.
Публикация «НОД по логике в подготовительной группе „Классификация животных“» размещена в разделах
Образовательные задачи: освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений, развитие представлений о содержании классификационных понятий, расширение понятийного словаря, знакомство с классификационными признаками насекомых, познакомить детей с мнемотаблицей, научить пользоваться таким видом таблиц.
Развивающие задачи: развитие внимания, мышления, связанной речи, закреплять навык давать ответ полным предложением.
Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения на уроке, активность, взаимопонимания и взаимовежливости, закреплять навык прямосидения.
Предварительная работа: чтение энциклопедии о животных, разучивание игры «Танграм».
Словарь: млекопитающие, членистоногие, беспозвоночные, теплокровные.
Демонстрационный и раздаточный материал: по две карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, карточки с условным изображением «животные», «птицы», «звери», «насекомые», карточка с изображением кита, мнемотаблица «Кит», листы, карандаши, квадрат, разрезанный на 8 частей, красные сигнальные карточки, «Музыкальная импровизация» Р. Клаудерман.
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня 25 ноября, среда, занятие по логике. Сегодня мы поговорим о родовидовых отношениях и познакомимся с новым интересным животным.
Посмотрите, перед вами лежат картинки с изображениями. Рассмотрите их внимательно и скажите каким одним словом можно назвать все картинки?
Дети: Все картинки можно назвать одним словом – животные.
Вос-ль: Посмотрите внимательно, все животные разные, но у всех есть общие признаки, то есть они все чем-то похожи. Давайте скажем, чем они похожи.
Дети: Все животные дышат, растут, питаются, размножаются.
Вос-ль: А какой карточкой мы обозначаем всех животных? Покажите мне эту карточку. (Дети показывают нужную карточку, проследить правильность выкладывания карточки).
Вос-ль: А можем мы эти карточки поделить на маленькие группы?
Дети: Да, можем.
Вос-ль: Давайте разложим карточки на группы, каждую группу назовем и укажем основные признаки.
(Один ребенок работает у доски, остальные у себя на столах).
Дети: 1 группа – птицы. У всех птиц есть оперение, птенцы вылупляются их яиц, есть крылья, две лапы, клюв.
Вос-ль: А каким значком мы обозначаем птиц? (Дети выбирают нужную карточку, выкладывают на схеме)
Дети: 2 группа – звери. Все выкармливают детенышей молоком, живородящие, видят, добывают пищу, имеют скелет.
Вос-ль: А каким значком мы обозначаем зверей? Покажите мне карточку, хорошо, молодцы. Найдите ей место на схеме. (Дети выбирают нужную карточку, выкладывают на схеме)
Вос-ль: Правильно, ребята. А еще эту группу по другому называют млекопитающие. Повторите – млекопитающие (питающие молоком).
Дети: 3 группа – насекомые.
Вос-ль: Какие общие признаки есть у всех насекомых? (дети называют разные признаки, подвести их к тому, что насекомые – беспозвоночные членистоногие (ноги состоят из множества частей-членов).
А вот карточки с условным обозначение насекомых у нас нет. Давайте ее нарисуем. Как мы обозначаем всех животных? (Один из детей рисует на доске овал). Правильно. А что мы еще должны подрисовать к овалу, чтобы у нас получилась нужная карточка? (Обыграть с детьми, если не смогут сами, поразмышлять вслух – крылья? Ноги? А сколько ног? У зверей тоже есть ноги.) Мы с вами, как настоящие ученые, придумали карточку, которой будем обозначать насекомых. (Раздать заранее заготовленные маленькие карточки «насекомые»). Найдите этой карточке свое место в схеме.
Мы с вами построили схему родовидовых отношений. А как на листе бумаги с помощью карандаша, но без помощи карточек нарисовать эти отношения?
(Дети дают ответы, варианты, обсуждаем, рисуем на листках родо - видовые отношения.)
Восп-ль: Молодцы, правильно нарисовали. А покажите мне, где на этой схеме карточка, обозначающая всех насекомых?
(Дети показывают точку). Хорошо, а что обозначают вот эти две точки?
Дети: Эти точки обозначают муравья и пчелу.
Физминутка. «Тюлени на островах». (Дети приглашаются на ковер, после физминутки рассаживаются на свои места).
Цель: Сплочение группы, снятие коммуникативных барьеров, самораскрытие детей.
Воспитатель предлагает детям превратиться в «тюленей» и поплавать в «море» между «островами» (старыми газетами). По сигналу воспитателя каждый «тюлень» должен выбраться на «остров». Каждый раз, пока «тюлени» плавают, воспитатель убирает один «остров». Так происходит до тех пор, пока не останется один «остров», на котором собираются все. Взрослый старается обнять всех детей и хвалит «дружную семью тюленей».
Вносится картинка с изображением кита.
Ответьте, кто изображен на картинке?
Дети: На картинке изображен кит.
Вос-ль: Нам нужно этой картинке найти место в нашей схеме.
К какой группе относится кит: птицы, звери или насекомые? (Если дети отвечают правильно, то должны доказать.) А у меня для вас есть подсказка, с помощью которой мы все узнаем о китах.
Дети: (все вместе разбираем каждую картинку, 3-я карточка: С помощью чего дышат рыбы? (С помощью жабер) А с помощью чего дышит кит? (С помощью легких)
Кит живет в морях и океанах, питается планктоном и крилем (мелкими рачками, выкармливают детенышей молоком, дышит с помощью легких, рождает живых детенышей, человек охотится на китов из-за жира и китовых усов, кит ест пищу, которая дает тепло, чтобы греть кита – теплокровный -, живет семьей-стадом. На следующем занятии вы мне составите рассказ о ките по мнемотаблице.
Так к какой группе кит относится?
Дети: Кит относится к группе звери или млекопитающие. (Находят нужное место для картинки).
Ребята, а теперь давайте поиграем. Делимся на две команды. Первая команда с капитаном Катей (Лысенко) проходит на этот ковер, вторая команда с капитаном Викой (Лекиной) проходит на этот ковер. Внимательно слушаете вопросы, не кричите, не перебивайте меня и друг друга, если знаете ответ, тихо совещаетесь, и капитан поднимает карточку. За правильный ответ получаете фишку.
1. Кто лишний и почему.
- ворона, синица, дятел, страус,
- пчела, муха, кузнечик, бабочка,
- пантера, лев, тигр, персидская кошка, ягуар,
- волк, тигр, заяц, лиса,
- Журавль, голубь, грач, ласточка,
- заяц, волк, кит, чайка. (Здесь спрятался еще один правильный ответ, какая команда найдет его, получит дополнительно 2 фишки.)
2. Вопросы.
- У рыбы дом вода, у птицы -? (гназдо, воздух, нора)
- Волк – это зверь или животное? (и то, и другое)
- Кем может стать яйцо? (птенцом, крокодилом, змеей и др.)
- Чем может стать вода? (паром, льдом)
3. Танграм. (За две минуты собери как можно больше фигур животных, зверей или птиц.)
Воспитатель подводит итоги игры, объявляет победителя.
Вос-ль: Наше занятие закончено. Что нового вы узнали на занятии? Что вам особенно запомнилось?
(Отметить тех, кто хорошо занимался.)
На следующем занятии следует быть внимательнее (имена детей, активней…
Спасибо за работу на занятии.