Федорова Елена
НОД по ФЭМП через экспериментально-опытническую деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 «Полянка»
Тутаевского муниципального района
по формированию элементарных математических представлений через
экспериментально-опытническую деятельность
в подготовительной к школе группе
Составила: Федорова Е. А.
Воспитатель высшей
категории.
г. Тутаев
Публикация «НОД по ФЭМП через экспериментально-опытническую деятельность в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
- Сформировать представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.
- Закреплять знания детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.
- Закреплять представления детей об объеме (вместимости, сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
- Закреплять порядковый счет в пределах 9.
- Тренировать в умении видеть различные геометрические фигуры в изображении предметов.
- Закрепить умение работать парами и подгруппами.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать взаимоуважение, дружелюбие.
Материал к занятию:
- графин с водой, 4 стакана разные по форме, но одинаковые по обьему. ,
- карточки с изображением цифр от 1 до 9.,
- линейки по количеству детей. ,
- карта с изображением схемы передвижения героев. ,
- две картинки с изображением медведя с отличиями. ,
- музыкальное сопровождение.
Дети входят, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?
Дети: Да, хорошее!
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение. Давайте поиграем в игру «Волшебный клубочек» и скажем друг другу ласковые, добрые слова. (передают клубок ниток друг другу, говоря вежливые слова, передавая клубок, ниточка остается у ребенка, ребенок держит ее двумя руками).
* Игра «Волшебный клубочек»
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько добрых, ласковых слов вы сказали друг другу. А теперь давайте подарим хорошее настроение нашим гостям.
Воспитатель: Ну, ребята, а теперь проходите, садитесь на стульчики.
Я вам приготовила сюрприз, а вы послушайте внимательно, и скажите, кто же пел эту веселую песенку?
(звучит фрагмент аудиозаписи песенки Вини-Пуха их мультфильма)
«Кто ходит в гости по утрам
Тот поступает мудро.
Тарам – тарам – парам – парам
На то оно и утро!»
Воспитатель: Ребята, кто же пел эту веселую песенку?
Дети: Эту песню пел Вини-Пух.
Воспитатель: Ребята, а про какую часть суток он пел?
Дети: Он пел про утро.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а какая сейчас у нас часть суток?
Дети: Утро!
Воспитатель: Следом за утром приходит … (День)
- Ребята, часто из детского сада мы возвращаемся когда наступит… (Вечер)
- А теперь помогите мне рассказать одну историю про Вини-Пуха. Для этого нужно внимательно слушать и правильно отвечать на вопросы.
-Однажды Вини-Пух пригласил на день рождения своих друзей из других сказок: Кота Матроскина, Шарика, Буратино и Мальвину.
- Сколько друзей он пригласил в гости?
Дети: Вини-Пух пригласил четверых друзей!
Воспитатель: Приглашал он своих друзей в субботу и просил прийти на следующий день.
- В какой день недели пришли гости к Вини-Пуху?
Дети: Гости пришли к Вини-Пуху в воскресенье. (Все согласны)
Воспитатель: А вот у Буратино день рождения в пятницу, но готовился он к празднику за два дня до этого дня. Какие это дни?
Дети: Буратино готовился к дню рождения в среду и в четверг. (Все согласны)
Воспитатель: У Мальвины день рождения в первый день месяца, который наступит после апреля. Когда у Мальвины день рождения?
Дети: У Мальвины день рождения первого мая.
Воспитатель: Ребята, вот сколько друзей у Вини-Пуха. Они очень дружны и ходят друг к другу в гости.
- А вы хотите побывать у них в гостях?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы не устать в пути, нам нужно немного подзарядится.
Дети выходят на ковер.
* Физкультминутка: «Шагают наши ножки по ровненькой дорожке…»
Воспитатель: Теперь пора в путь-дорогу!
- Ребята, Вини-Пух составил вот такую карту-маршрут к домам своих друзей. Давайте ей воспользуемся.
- Вот здесь находится наш детский сад.
- Выходи, Юра, покажи, куда нам нужно идти от детского сада? (влево, вверх, повернуть направо).
- Вот и пришли мы с вами к домику Кота Матроскина и Шарика. У них в это время произошел спор. Они ждали приезда дяди Федора и хотели его угостить парным молоком из стакана, в который войдет больше молока, но они ни как не могли решить, какой стакан взять. Давайте им поможем.
Дети: высказывают свои мнения.
Воспитатель: Как можно определить, какой стакан дольше по объему, а какой меньше?
Дети: Нужно перелить в один стакан, а потом из этого стакана перелить в другой стакан. Тогда мы узнаем, какой стакан больше по объему.
Воспитатель: Ребята, на столах стоит графин и два стакана разные по форме. Пожалуйста, разделитесь на подгруппы по 5 человек и разрешите спор Шарика и Матроскина.
Дети: переливают, приходят к выводу, что стаканы разные по форме, но одинаковые по объему.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы с вами и разрешили спор Шарика и Матроскина, и пришли к выводу, что в какой бы стакан они ни налили молоко – количество молока было бы одинаково.
- Ну, ребята, отправляемся дальше. (возвращаемся к карте).
- Даниил, покажи, пожалуйста, дальнейший путь путешествия. (направо, вверх, налево).
- Ребята, мы с вами оказались в гостях у Мальвины и Буратино. (Дети садятся за столы).
- У Мальвины и Буратино происходят вот какие чудеса: решила Мальвина научить Буратино писать, и он поставил две вот такие кляксы. (Показывает) Одну синими чернилами, другую красными чернилами. Как вы думаете, какая клякса занимает больше места на листе бумаги? (Синяя).
- А как вы догадались?
- А я думаю, что красная. Как можно определить?
Дети: Надо наложить одну кляксу на другую, тогда мы узнаем какая клякса больше. (Дети показывают, как это нужно сделать)
Воспитатель: Молодцы! Свойство фигуры, которое показывает больше или меньше места она занимает на листе, называется площадью! Повторите хором это название.
* Работа парами с карточками.
- Мальвина связала для своих друзей Буратино и Пьеро коврики. Тот, что слева это ковер Буратино, а тот, что справа – это ковер Пьеро. Чей же коврик занимает самую большую площадь?
Дети: Высказывают свои мнения. (Если дети не догадываются, то навести их на мысль, подвести их к тому, что квадратики, из которых состоят коврики можно использовать как мерки).
Воспитатель: Докажите.
Дети: Нужно сосчитать квадратики в рисунках ковров и мы узнаем какой ковер занимает большую площадь.
Воспитатель: Сосчитайте и сделайте выводы.
-Что у нас получилось?
Дети: Ковер Буратино больше.
Воспитатель: Таня, выйди, пожалуйста, найди число, которое соответствует количеству квадратиков в ковре у Пьеро.
(Дети выкладывают цифры, сравнивают их, ставят знак.)
* Игра «Числовой ряд»
Ну-ка цифры, встаньте в ряд,
Я – командир,
Вы – мой отряд. (Построение от 0 до 9)
- число 3 сделай два шага вперед;
- число, меньше 3-х на 1 встань за цифрой 9 (2);
- число 5 сделай шаг назад;
- число больше 5 на 1 встань между числом 8 и 9;
- число 7 встань между числами 0 и 1.
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим путешествие дальше. (Возвращаются к карте).
- Маша, куда нам нужно двигаться дальше? (показывает)
Воспитатель: Вот мы с вами очутились в гостях у Вини-Пуха.
- Друзья ему подарили на день рождения два портрета. Чем они отличаются?
* Игра «Найди отличия»
Воспитатель: Ребята, пришла пора возвращаться нам снова в детский сад.
(Волшебное возвращение в детский сад).
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать? (Ответы детей)
-Что нового вы узнали?
- С чем познакомились? И т. д.