Папки-передвижки

НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы

оксана илюшина
НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

«Однажды зимой»

(Комплексное занятие по экологическому воспитанию

для детей подготовительного возраста)

Составила и провела: Илюшина О. Г.

04.12.12 г.

Программное содержание:

Закреплять знания детей о зимующихптицах; иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, как помочь птицам перенести суровую зиму.

Активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление, связную речь.

Темочки:

Воспитывать любовь к родной природе, чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях.

Оборудование к занятию :декорации к избе бабушки Загадушки, картинки с изображениями птиц, магнитофон и аудиозапись голосов птиц, мнемотаблица,тарелочки с различным кормом для птиц, для изготовления кормушек – тетра упаковка, ножницы, графитный карандаш, шаблон отверстия – на каждого ребенка, пирожки для угощения детям.

Ход занятия:

(Дети входят в музыкальный зал и оказываются в гостях у бабушки Загадушки. Там их радушно встречает сама хозяйка дома)

Б. Загадушка:Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизнизверей и птиц. Посмотрите, детки, какие птички залетели нынче в мое окно. Я знаю, что вы, ребята, настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни, подкармливаете, вместе с родителями изготавливаете кормушки.

- Детушки, а каких зимующих у нас птиц вы знаете?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Давайте послушаем и попытаемся угадать птиц по их голосам. (Открывает волшебный сундук, из него слышны голоса птиц)

Игра «Кто как кричит?»(прослушивание аудиозаписи с голосами зимующих птиц).

Б. Загадушка:Голоса каких птиц вы слышали?

(Ответы детей).

Б. Загадушка: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о наших друзьях -птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых. В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой, благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.

Б. Загадушка: - А теперь давайте подробнее поговорим о некоторых из птичек, зимующих в наших краях. Для этого мы будем использовать вот такую схему-загадку.

(Вывешивает мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ о птицах)

Б. Загадушка:- Отгадайте загадку о первой птичке

По лесу летит, громко трещит,

Сама белобока. Кто она?.

Дети: - Сорока!

Б. Загадушка:Эту веселую, бодрую,горластую, смышленую птицу знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)

- Как выглядит сорока?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся.

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь.

- А вы знаете, где сороки строят гнезда?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму. Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Б. Загадушка: - Про сороку есть даже скороговорка.

Хитрую сороку поймать морока.

А сорок сорок – сорок морок.

Давайте проговорим ее все вместе.

(Дети проговаривают хором скороговорку)

Б. Загадушка: Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит…

Дети: - Дятел!

Б. Загадушка:Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья.

- Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь?

(Ответы детей).

Б. Загадушка:В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок. Весной дятел любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

Б. Загадушка: Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи подбирает…

Дети: - Воробей!

Б. Загадушка:Воробьи – небольшие птички. Есть домовые воробьи (они живут в городе) и полевые (они предпочитают деревню). Зимой они могут быть в смешанных стайках, но когда вьют гнезда, то разлетаются. Они передвигаются прыжками. Это зимующая птица. Питается овсом, пшеном, просом. Образуя стайки, воробьи легче замечают опасность, скорее находят корм.

Б. Загадушка: Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках…

Дети: - Снегири!

Б. Загадушка:Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь прилетает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива. Они очень яркие, выделяются на фоне белого снега, прилетают к нам, когда выпадает снег.

- Чем питаются снегири (Семенами ясеня, клена, рябины).

(Ответы детей)

Б. Загадушка:Ребятки,адавайте ка разомнем наши косточки, немного подвигаемся.

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, хлопки по бокам опущенными руками

В красных майках снегири. похлопывания по груди

Распушили перышки – мелкое потряхивание кистями рук

Греются на солнышке.

Головой вертят повороты головы вправо – влево

Улететь хотят.

Улетели! Улетели!бег по кругу и махи руками

За метелью полетели!

Б. Загадушка: Продолжаем с вами наше знакомство с птицами и следующая загадкатакая:

Платье серое надела

И к кормушке подлетела.

Стала каркать: «Кар-кар-кар!»

Что за птичий тут базар?

Дети: - Ворона!

Б. Загадушка: А вы помните, как выглядит ворона?

(Ответы детей)

Б. Загадушка: Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись, друг к другу, и таким путем согреваются. Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями.

А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.

Б. Загадушка: За синие крылья она так зовется

И в холод, и в зной ей так звонко поется.

В рубашечке желтой и впрямь невеличка

Так как же ее назовешь ты?.

Дети: - Синичка!

Б. Загадушка:- Синицы – очень подвижные и ловкие птицы. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их пухом и перьями

- Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы?

(Ответы детей)

Б. Загадушка:Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

- Кормом для всех птиц зимой могут быть крошки белого хлеба, зерно, семечки, остатки овощей, фруктов.

- Чем нельзя кормить?Птиц нельзя кормить ржаным (черным) хлебом, мокрыми продуктами (превратятся в лед на морозе, жареными семечками.

Б. Загадушка: Предлагаю вам поиграть в игру “Накорми птичку”.

Дидактическая игра “Накорми птичку”

(снять птичку с ветки, назвать её, подойти к столу и выбрать нужный для неё корм)

Б. Загадушка: Ребята, птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы должны беречь, любить и охранять птиц.

- Скажите, как люди помогают пережить птицам это суровое время года?

(Ответы детей (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц)

Б. Загадушка:А теперь у бабушки Загадушки для вас совсем другая загадка.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

Дети:- Кормушка!

Б. Загадушка: Совершенно верно, ребята, это кормушка. И я предлагаю вам прямо сейчас сделать для наших птичек кормушки. Заглянем-ка в мой волшебный сундук. (Достает из сундука все необходимое для изготовления кормушек для птиц)

- А прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, На каждое название

Шесть щеглов и голубей, загибать по

Дятел в пестрых пёрышках - одному пальчику.

Всем хватило зёрнышек. Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Практическая работа детей – изготовление кормушек для птиц

(Дети работают стоя у столов, бабушка им подсказывает, поправляет)

Б. Загадушка: Вы сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. А какие прекрасные кормушки вы сделали для птиц! Вот придете, сегодня домой, найдете во дворе подходящую ветку для кормушки, и к вам в гости всю зиму будут прилетать птички за угощением.

(Далее дети читают стихотворение, благодарят бабушку за гостеприимство и уходят)

***

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну. (А. Яшин)

Публикации по теме:

Кормушка для птицКормушка для птиц Наша работа посвящена птицам. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Птицы питаются насекомыми.

Структурная схема планирования музыкальных занятий Уважаемые коллеги представляю вам структурную схему планирования музыкальных занятий различных типов по теме: Русское народное творчество".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы
Опубликовано: 4 марта 2013 в 17:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Однажды зимой…» Комплексное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем оксана илюшина (УИ 30145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД