Елена Васильевна Щеглова
Конспект НОД «О тех, кто умеет летать»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «О тех, кто умеет летать». (Птицы)
Программные задачи: уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах родного края; продолжать учить узнавать и называть птиц по внешнему виду; учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Развивать зрительное внимание, логическое мышление - отгадывать загадки, решать речевые логические задачи. Активировать наблюдательность. Развивать познавательный интерес к миру природы. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Материал: кормушка на участке д/с, корм для птиц, картинки птиц, аудиозапись путешественника – натуралиста.
Публикация «Конспект НОД „О тех, кто умеет летать“» размещена в разделах
Ход НОД (проводится на улице)
- Дети, отгадайте загадку:
Белый Тихон с неба спихан
Где пробегает – ковром устилает.
(Снег)
Правильно, снег, словно ковром, укрыл всю землю. Но снежный ковер может о многом рассказать. Посмотрите вокруг, что вы видите на снегу? (Ответы)
- Да, люди, птицы и животные оставляют на снегу свои следы. Если научиться эти следы различать, то можно узнать о том, кто прилетал к нам на участок или кто сюда забегал.
- А теперь давайте попробуем найти следы птиц. Они оставляют след от лапок, даже от крыльев, когда взлетают. (Дети выполняют поисковые действия). Сравнивают следы больших и маленьких птиц: ворон и воробьев, голубей и синиц)
- Дети, почему зимой на нашем участке птиц стало меньше? Какие птицы прилегают к нам? Как, одним словом можно назвать их? (Зимующие).
- Дети, что для птиц зимой страшнее – холод или голод? Почему?
(голод, потому что сытая птичка, летая, не замерзает)
- А вот еще для вас загадка:
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
черненькая шапочка и полоска шарфика.
(Синичка)
Послушайте, о чем она говорит: Аудиозапись: «Ой, как холодно». Ой, как голодно! Сучки и веточки покрылись ледяными чехлами, просто беда. Ножки скользят: до насекомых никак не добраться. Вся надежда на ребят».
- О какой надежде говорит синичка?
- Что мы можем сделать для птиц?
(Ответы)
- Какой корм надо выкладывать на кормушки?
(Для синиц – несоленое сало, семечки, сливочное масло, овсяные хлопья, сухофрукты, ягоды. Для снегирей, дроздов, свиристелей, чижей – свежие плоды рябины, свежие ягоды, сухофрукты. Для дятла – несоленое сало или сырое мясо. Для голубей и воробьев – подсушенный белый хлеб, сырые зерна и крупы (кроме пшена, семечки).
Показываю картинки птиц.
- Дети, а сейчас послушайте речевую логическую задачу, которую, вам прислал путешественник – натуралист.
Аудиозапись: Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину, не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птицы. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно- синяя, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы?
В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички. Которые любят подсушенные хлебные крошки.
Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом.
В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохливились, сидели и клевали ягодки рябины.
А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.
Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?»
(Ответы детей)
Игра «Стайка, полетайка-ка»
- Давайте вспомним птиц, которые прилетали к нам на участок, к кормушке и сравним их – синицу и воробья, голубя и ворону, сороку и снегиря (с опорой на картинки)
- Что общего у пары птиц? Чем они отличаются? Какие у них характерные особенности поведения? (ответы детей)
- Ребята, а нам знакомый путешественник – натуралист прислал народные приметы о птицах: Синички поднимают с утра писк – ожидай мороза. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Дети, а сейчас давайте в кормушку насыпем корм, который мы заранее приготовили.
- Что вы насыпали и положили туда?
Назовите.
К кормушке будут прилетать разные птицы. У каждой свои предпочтения. Главное не дать птицам погибнуть в зимнюю стужу от голода, а они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Подсыпать корм следует регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Наблюдать за кормушкой и птицами будем тихонько и издалека, чтобы не спугнуть.
- Дети, нам путешественник – натуралист прислал вам еще одно аудиописьмо:
«Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Птицы на крыльцо.
Небогаты из корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло
Разве можно позабыть:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
- Ребята, я вам благодарен за заботу о птицах».
Воспитатель: - Дети, я предлагаю вам вместе с родителями сделать дома кормушки и развесить их во дворе или в парке.