Ольга Петровна Пак
Игровой комплекс для профилактики дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Блок 1. «Запоминайка»
Задача: развивать буквенный гнозис, мелкую моторику и конструктивный праксис.
Упражнение «Напиши букву»
(по методике З. Е. Агранович)
Ребёнку предложить написать знакомую ему букву указательным пальцем доминантной руки или кисточкой на сухом песке.
Упражнение «Волшебный карандаш»
(по методике З. Е. Агранович)
Ребёнку предложить обвести знакомую ему, ранее изученную букву по контуру, заштриховать её в определённом направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить. Также упражнение можно выполнить, используя песочницу с сухим песком.
Темочки:
Упражнение «Узнай букву»
(по методике З. Е. Агранович)
Ребёнку завязать глаза, написать на его руке указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Дошкольник называет, какая буква была «написана».
Упражнение «Сложи букву»
Вариант 1 (по методике З. Е. Агранович). Выкладывание букв по образцу или по памяти из различных материалов: палочек, шнурков или толстых ниток, мозаики, пуговиц, камешков.
Вариант 2. Предложить ребёнку сложить знакомые буквы из нескольких перемешанных частей.
Упражнение «Волшебник»
Вариант 1 (по методике З. Е. Агранович). Ребёнку предложить сложить из счётных палочек знакомую ему букву. Далее «превратить» её в другую букву, сходную по начертанию. Например: выложить из палочек букву А, а потом «превратить» её в букву Н и т. д.
Вариант 2 (по методике М. Александровой). Ребёнку дают набор букв (К, Г, Р). Каждая буква представлена в двух вариантах: одного размера, но разного цвета. К примеру, одна буква К с лицевой стороны зелёная, а с изнанки – жёлтая, а ругая – наоборот.
Инструкция: «Положить перед собой две буквы К. Преврати их в одну букву…». Так получится буква Ж.
Вариант 3 (по методике С. Н. Федина). Ребёнку предложить выложить фигуру из семи палочек.
Инструкция: «Убери две палочки так, чтобы получились буквы Б, О»; «Убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Р, Н, Ь, У»; «Убери три палочки так, чтобы получились буквы С, Ч»; «Убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г»; «Переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы».
Упражнение «Смастери букву»
(по методике С. и Е. Железновых)
Предложить ребёнку изготовить знакомую ему букву из солёного теста. Эту игру рекомендуется проводить в сочетании с музыкальными логоритмическими упражнениями.
Упражнение «Чудесный мешочек»
(по методике З. Е. Агранович)
Положить в непрозрачный «волшебный» мешочек известные ребёнку объёмные буквы, сделанные из картона, пластмассы или дерева. Дошкольник достаёт из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает её двумя руками и называет.
Игры с зеркалом
(по методике М. Александровской)
Вариант 1 Для игры понадобится зеркало средних размеров и буквы из плотного картона (С, Г, К, Р). Логопед подносит к зеркалу одну из имеющихся у него картонных букв, прикладывает её так, чтобы плоскость зеркала была перпендикулярна плоскости буквы, и слегка наклоняет её в сторону зеркала. В результате вместо буквы Г можно увидеть букву Т (аналогично вместо буквы Р-Ф, Г-П, К-Ж).
Вариант 2
«Заколдованные»
(зеркально написанные) буквы должны «посмотреть на себя» в зеркало, и дети сразу узнают нужную букву. Если дошкольник уже читает, можно играть с короткими словами, рисуя их зеркально.