Зоя Виталиевна Разумная
НОД «Наблюдение за березой осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Наблюдение за березой осенью»
Цель: продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с осенью, учить видеть красоту природы.
Задачи:
Обучающие: познакомить со строением березы; изучить форму и цвет листьев берез в осеннее время, среду обитания;
Публикация «НОД „Наблюдение за березой осенью“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям;
устанавливать причинно - следственные связи, пополнять словарный запас детей;
учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение;
Воспитательные: воспитание бережного отношения к дереву как живому объекту природы, воспитание любви к природе.
Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.
Ход наблюдения:
Воспитатель: Дети, я прочитаю загадки, а вы отгадайте, о чем идет речь.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
(Осень)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня на прогулке поговорим об очень красивом дереве. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, с каким же деревом мы будем знакомиться.
Загадываю детям загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
К низу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
Воспитатель с детьми идет в гости березкам.
Воспитатель: Как называется это дерево? (береза)
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие наши березки красивые, нарядные.
У березы, как и у всех деревьев, есть ветки, ствол, листья и корень. Потрогайте ствол березы. Какой он? (шелковистый, гладкий)
Воспитатель: Какой ствол по цвету? (пояснить, что только у березы такой черно-белый ствол)
Воспитатель: Ребята, только у березы ствол белого цвета. У всех остальных деревьев стол темный. Через черные полоски, которые находятся на столе, береза вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый, и этим чистым воздухом мы с вами дышим (показывает на ствол, на черные полоски).
Воспитатель: Прикоснитесь к веточкам.
Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?
На что похожи веточки березы?
Воспитатель: Посмотрите, на ветру листья березки развиваются, как волосы.
Воспитатель: Посмотрите, какие листочки у нашей березки.
Воспитатель: С какой геометрической фигурой можно сравнить лист березы? (треугольником).
Воспитатель: Они маленькие, зелененькие и желтенькие с острым носиком.
Давайте попробуем подуть на него.
Воспитатель: Какие изменения произошли с березой осенью?
Почему листочки желтеют и падают с дерева? Их много или мало?
Где лежат листочки? (на земле)
Кто срывает листочки? (ветер)
Покажите, как будет дуть ветер? (дети дуют).
Воспитатель: Посмотрите, как листочки колышутся на веточке
Воспитатель предлагает детям поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.
Воспитатель: Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу.
Когда наступят холода и будут дуть сильные ветра, листочки все станут желтого цвета. Они отцепятся от веточек, будут кружиться в воздухе и падать на тёмную сырую землю, словно золотые монетки
Воспитатель: Покажите, как будут кружиться листочки? (дети кружатся, изображая листочки).
Воспитатель: Как называется явление, когда листочки, словно монетки золотые разносит ветер? (Листопад).
Воспитатель: Какую пользу приносят листья природе? (корм для насекомых, удобрение для земли, украшение дерева, животные используют как укрывной материал зимой, когда холодно).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на дерево и скажите на какие части можно разделить дерево, и какую функцию они выполняют?
Корни удерживают дерево от падения, он служит для дерева опорой.
По стволу двигаются питательные вещества.
На ветках растут листья.
Листья являются украшением дерева.
После беседы с детьми воспитатель проводит игру.
Подвижная игра «Найди пару листику»
Цель: учить детей осторожно двигаться по сигналу, соблюдать правила игры, находить себе пару листика по форме и цвету, развивать двигательную активность детей, закрепить названия деревьев.
Листья падают, кружатся
И у ног моих ложатся.
Я ладошку протяну
И один листок возьму.
А потом другой и третий.
Хороши они, поверьте!
Я от осени привет
Соберу в большой букет! (Е. Липатова).
Подвижная игра: Кто быстрей к своей березке.
Цель: развивать внимание, двигательную активность.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, берёзы любят солнце? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, берёзы очень любят солнышко и растут обычно на полях, где много солнышка, это называется берёзовая роща.
Берёзы украшают наши города и села. Это красивое дерево. Про берёзу написано много стихотворений, вот одно из них.
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Берёзка».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнётся, да не ломится.
Воспитатель: Берёза символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы.
Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Березовый сок используется как лекарство при различных болезнях, как витаминное средство.
Птицы и животные тоже любят берёзовый сок. Птицы устраивают гнёзда на берёзах. В берёзовых рощах растут грибы. Они так и называются – подберёзовики.
Воспитатель предложить детям полюбоваться красотой березы. Давайте ее обнимем, погладим и скажем :«Красавица - березонька, расти, радуй добрых людей».
Воспитатель читает детям стихи о берёзе:
Лишь осень золотая
Лист опалит огнем –
Березка облетает,
Тоскует под дождём.
А. Пушкин
Рефлексия:
Воспитатель: Какие отличительные признаки березы вы можете назвать? (белый, толстый ствол, белая кора с черными точками, листья имеют форму треугольника, красивые ветки, словно косички у девушки)
Как называется явление природы, когда желтые листочки падают с деревьев?
Какие красивые слова можно сказать о берёзе?
Благодарю всех, кто посетил мою страничку!