ЕЛЕНА ГОРБУНОВА
НОД «От зёрнышка до хлебушка» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания детей о том, откуда на нашем столе появляется хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.
Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
Закрепить названия сельскохозяйственных машин.
Знать, какие природные условия нужны для выращивания хлеба.
Активизировать речь детей, правильно употреблять в речи названия качеств предметов.
Совершенствовать двигальную активность детей в разных видах игровой деятельности.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Публикация «НОД „От зёрнышка до хлебушка“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Формировать умение разучивать тематические стихотворения и учить выразительно рассказывать их наизусть.
Развивать навыки замеса теста их муки.
Продолжать учить поддерживать в группе доброжелательную, товарищескую атмосферу.
Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Обогащать жизненный опыт детей во время общения со взрослыми людьми, сверстниками.
Оборудование: каравай, рушник, судочек с землёй, судочек с зерном, макет солнышка, макет тучки, судочек с пророщенными зёрнами, судочек с зелёными колосками, папка «Транспорт», судочек с мукой, судочек с хлебом, хлебобулочные изделия, схемы для игры «От зёрнышка до хлебушка» (индивидуально на каждого ребёнка, слайды в соответствии темы.
Ход занятия:
В зал заходят воспитатель с детьми и здороваются с гостями.
В руках воспитателя поднос, покрытый рушником. На подносе каравай с солью.
Воспитатель: Вы - наши гости, мы вас встречаем с хлебом и солью. Угощая, хлебом да солью, мы проявляем уважение и гостеприимство, желаем благополучия, достатка и благословения Божьего!
(Гости говорят несколько слов в ответ.)
Каравай ставится на стол. Дети становятся вокруг стола.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, откуда берётся хлеб и что люди делают для того, чтобы на столе у нас всегда лежал свежий, душистый хлеб.
- Хлеб, баранки,батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Недаром в народе говорят «Хлеб – всему голова».
- Давайте подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб.
Дети: - Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, тёмный, аппетитный, полезный, круглый, хлеб кирпичиком, пахучий, сытный, зажаренный, пшеничный, ржаной, с отрубями.
Воспитатель:- Хлеб бывает разный, но он, обязательно, вкусный и полезный. А что нельзя делать с хлебом?
Дети : - Нельзя выбрасывать хлеб,крошить, топтать, нельзя и ним играть.
Воспитатель: - Потому что хлеб – самая главная еда на столе.
Дети присаживыаются на стулья. Под музыку из мультфильма «Кот Леопольд» выходят мышата, которые спорят между собой.
Мышата: - Будем печь пирог из песка! – Нет из глины! (Спорят и толкают друг друга).
Воспитатель: - Тихо, тихо, мышата, что у вас произошло?
Мышата: - Ой, здравствуйте! Понимаете, у Кота Леопольда сегодня день рождения и мы решили испечь ему пирог и помириться с ним. Только не знаем, из чего печь, из песка или из глины.
Воспитатель: - Мышата, пирог пекут из муки.
Мышата: - А что такое мука? - И откуда она берётся?
Воспитатель: - Дети, давайте расскажем мышатам, как получается мука. Давайте отправимся в путешествие на поле, где собираются вырастить хороший урожай хлеба. Нам не надо никуда ехать, мы сделаем маленькое поле у себя в группе.
Воспитатель ставит ящик с землёй на стол.
Воспитатель : - Что это, ребята?
Днети : - Земля.
Ребё нок: - Чёрная земелька, а милее нет. Чёрная земелька - белый, белый хлеб.
Воспитатель: - Перед нами земля. Что нужно посадить в землю, чтобы вырос пшеничный колосок?
Дети : - В землю надо посадить зёрнышки. (Ребёнок ставит хлебные зёрна на стол,
садит зёрна в землю и рассказывает стихотворение)
Ребё нок :-- Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья.
Воспитатель: - А что нужно, чтобы зёрныки взошли?
Дети : - Чтобы зёрнышки взошли, нужна вода (дождик, а в поле поливает дождевалка, если долго нет дождя).
Ребёнок держит тучку, сделанную из картона, над землёй и читает стихотворение. Воспитатель ставит ящик с пророщенными зёрнами,
зелёными стебельками и зелёными колосками.
Ребё нок: - Дождик,дождик, лей – лей!
Не жалей пузырей!
Воспитатель: - Дождик хорошо полил зёрнышки и они взошли. Сначала были маленькими, низкими, а потом становились всё выше и выше, и превратились в зелёные колоски. - А что нужно, чтобы колоски созрели?
Дети : - Солнышко!
Ребёнок берёт солнышко, сделанное из картона, ставит над зелёными колосками и читает стихотворение.
Ребё нок : - Золотое солнышко,
Ты согрей нам зёрнышко!
Солнышко пригревает,
Колосок наш созревает,
Вот и созрел наш колосок.
Ставит сноп золотистых колосьев.
Воспитатель: Что ещё нужно, чтобы вырастить пшеничные колоски?
Дети : - Удобрения, люди, машины.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами быстро вырастили колоски, а на самом деле, люди очень много времени и сил тратят на выращивание хлеба.
Ребё нок : - Колосистый колосок,
Кто расти тебе помог?
Тёплый ветер, майский гром.
Солнце в небе голубом.
А ещё людские руки,
Что в труде не знают скуки.
Мне не стать без них таким
Сильным, рослым, золотым!
Воспитатель: - Созрели колосья пшеницы, что делать дальше?
Дети: - Надо убирать урожай!
Воспитатель : - Как называется машина, которая помогает убирать урожай?
Дети: - Комбайн.
Ребёнок берёт иллюстрацию комбайна (или показ слайдов)
и читает стихотворение. «Хлеб созрел»
Ребё нок : - В полях моторы
Песню жавты запели.
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пришёл.
С поля прямо в магазин
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Воспитатель : - Элеватор – это большое здание, где хранится зерно (показ слайдов).
- А сейчас поиграем в дидактическую игру «Какие машины помогают вырастить хлеб?» - Мышата могут участвовать.
Мальчики отбирают из множества картинок с разными машинами те, которые помогают вырастить хлеб.
Мышата проводят пальчиковую гимнастику (дети выполняют действия в соответствии со словами)
Мышата : - Вышло солнышко гулять,
Можем пальцы сосчитать.
Стало солнце пригревать,
Начинаем мы считать.
Вдруг раздался бом-бом,
Это грянул сильный гром,
Дождь закапал, всё сильнее,
Детям стало веселее.
Воспитатель: Куда попадает зерно из элеватора?
Дети : - На мельницу. (показ слайдов)
Воспитатель : - На электрической мельнице зёрна перемалывают и получается мука. (Показ муки)
- Вот это мука. Из неё, мышата, можно спечь пирог.
- Дети, мука какая?
Дети : - Белая, мягкая, рассыпчатая, нежная, лёгкая.
Воспитатель : - Муку насыпают в большую машину, которая называется муковоз и везут на хлебозавод. (показ слайдов)
- На хлебозаводе из муки готовят тесто и пекут хлеб и хлебобулочные изделия (сопровождается показом слайдов). Когда хлеб испечётся, его грузят на специальные машины и везут в школы, в детские сады, магазины,
больницы, столовые. (показ слайдов).
Ребё нок : - От завода – автомата
Льётся тёплыё, хлебны й запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки.
Воспитатель : - Давайте поиграем в игру «От зёрныка до хлебушка»
Дети выкладывают мнемодорожки от зерна до хлеба.
Воспитатель : - Молодцы, ребята, все правильно выложили схемы и мышат научили.
- Подойдите, ко мне. (Дети подходят) - Вы, ребята, все видели, как мама делает тесто. Что она туда кладёт?
Дети : - Мука, вода, соль, сахар, дрожжи, яйцо и т. д.
Воспитатель выкладывает схему замеса теста.
Воспитатель : - Сечас поиграем в игру «Что можно приготовить из теста».
Ребята выбирают из предложенных иллюстраций те, на которых изображены хлебобулочные изделия.
Воспитатель : - Ребята знают много загадок. Сейчас они загадают их нашим гостям.
Дети загадывают загадки
- Одно бросил – целую горсть взял. (зерно)
- В долг зерно возьмёт – каравай вернёт (хлебное поле)
- Он на солнышке стоит и усами шевелит,
Разомнёшь его в ладони- золотым зерном набит. (колос)
- Косою острой скошено, горой высокой сложено. (сено)
- Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижёт пшеничный. ,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос. (комбайн)
- Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
Нв стволе золотом (колос)
-Зубья имеют, а зубной боли не знают. (грабли)
- Зимой- бело, весной – чёрно,
Летом – зелено, осенью- стрижено. (поле)
Ребята берут в руки тарелки с блюдами, которые они приготовили с мамами дома, показывают гостям и читают стихи.
Ребё нок: - Бублики, батоны, булки,
Плюшки, сайки, пироги.
За столом и на прогулке
Уважай и береги.
Ребё нок: - Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
И другие, все кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Ребё нок: - Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы,
Печка весело горит
Наша мама говорит;
- Крошки, что останутся
Воробьям достанутся.
Воспитатель : - Давайте скажем всем, кто растит пшеничные колоски, кто печёт хлеб и вашим мамам – большое спасибо!
- Мышата, передайте Коту Леопольду поздравления и небольшой пирог.
Мышата благодарят детей. Уходят.
НОД заканчивается чаепитием.