Александра Шорыгина
НОД «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Моя семья»
Воспитатель:
Шорыгина А. А.
Иваново, 2019
Старший возраст(5-6 лет)
Моя семья.
Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей.
Цель НОД: расширение, систематизация и закрепление представлений дошкольников о семье, родственных отношениях.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие» :
Публикация «НОД „Моя семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
• актуализировать, систематизировать и расширять представления детей о семье, родственных отношениях;
• формировать дифференцированные представления о близких родственниках как представителях определенного возраста и пола;
• закрепить знания о профессиях;
• воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми;
• формировать умение работать в группе и парами, оказывать друг другу помощь;
• воспитывать любовь к близким людям.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.
«Речевое развитие» :
• обогащать словарный запас детей словами, называющими родственников;
• закреплять в речи относительные прилагательные;
• формировать умение правильно называть имена и отчества своих близких;
• развивать умение детей отвечать на вопросы взрослого полным ответом.
«Познавательное развитие» :
• развивать психические процессы: мышление, восприятие и память;
• развивать познавательную активность детей;
• обогащать представления детей о семейных праздниках и традициях.
«Физическое развитие» :
• развивать двигательную активность детей;
• снятие мышечной усталости.
«Художественно-эстетическое развитие» :
• воспитать желание участвовать в творческой деятельности.
Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешить конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, интересуется причинно-следственными связями; способен наблюдать.
Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать взрослого и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать собеседника; познавательные – умение воспринимать информацию, выделять существенные связи объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее; умение выбирать для себя род занятий; личностные – умение оценивать собственную деятельность и свои возможности; учитывать точку зрения других.
Используемое оборудование для педагога: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, авторская презентация, магнитофон.
Используемое оборудование для детей: раздаточный материал, карточки с изображениями людей от младенческого возраста до старости, предметы, которые могут принадлежать разным членам семьи, клубок с нитками, цветок с отрывными лепестками.
Деятельность педагога Деятельность детей
Этап 1. Мотивационно-подготовительный(3 минуты)
Цель: создание положительного настроя на совместную деятельность, формирование представлений о предстоящей деятельности. Цель: переключение на образовательную деятельность, принятие мотивации на участие в деятельности.
Сюрпризная коробка
Коробка с вещами (очки бабушки,
записная книжка папы, соска или памперс,
фартук или помада)
Кому могут принадлежать эти вещи?
Как называют такое сообщество людей?
Сегодня мы поговорим о семье и обо всем, что с ней связано.
Дети вынимают вещи из коробки.
Дети перечисляют.
Семья.
Слайд 1. Изображение семьи.
Этап 2. Основная часть (20 минут)
Цель: расширение, систематизация и закрепление представлений дошкольников о семье, родственных отношениях.
Цель: соотнести все поколения в семье и назвать всех родственников.
Игра «Кто ты мне?»
Есть семьи, в которых живёт несколько поколений – это мама, папа, бабушка и дедушка. Все члены семьи связаны друг с другом как будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, кто в семье кому и кем приходится. Я протяну ниточку и вы мне попробуете ответить, кто кому приходится по родству.
• Я тебе мама, значит ты мне.
• Я тебе бабушка – ты мне.
• Я тебе сестра – ты мне.
• Я тебе тётя – ты мне.
Молодцы, хорошо разбираетесь в родственных отношениях.
Дети берутся за нить и протягивают ее по кругу.
Сын, дочь.
Внук, внучка.
Брат, сестра.
Племянник, племянница.
Дети высказывают свое мнение.
Игра «Собери цепочку»
Цель: систематизировать знания детей о том, как растет человек, согласно своему полу. Цель: актуализировать в речи слова, относящиеся к процессу роста и развития человека.
Посмотрите ребята, у меня рассыпались все фотографии. Сложите их, пожалуйста, по порядку. Для этого мы разделимся на две команды: у вас на руках ниточки, обратите внимание на их цвет (дети объединяются в команды по цвету ниточек на руках).
Надо разложить фотографии согласно возрасту и полу:
- младенец – девочка-дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;
- младенец – мальчик-дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.
– Почему вы считаете, что фотографии надо положить именно так?
– У вас есть семья? И во всем мире вы не найдете одинаковых семей. Семьи бывают разные. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Дети объединяются в команды по цвету ниточек.
Дети работают в командах.
Дети высказывают свое мнение.
Игра «Какая ваша семья?»
Цель: воспитывать любовь к своей семье. Цель: вызвать желание у детей вспомнить самые лучшие моменты в жизни своей семьи.
Назовите одним словом, какая у вас семья?
Названное слово мы выложим в виде лучиков солнца.
Вот какое замечательное солнышко у нас получилось. Но, к сожалению, погода в семье тоже может испортиться, и тучки закроют наше солнышко. Как вы думаете, что это за тучки такие?
Слово прикрепляется в виде тучки возле солнышка.
Дети называют качества своей семьи.
Большая, маленькая, дружная, трудолюбивая, счастливая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.
Ссоры, обиды, непослушание, плохие поступки, лень.
Игра «Радость или огорчение?»
Слайд 2. Изображение семьи в круге солнца.
Цель: воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми.
Цель: воспитывать у детей умение оценивать свои поступки.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (радость - красный, огорчение - чёрный)
Сейчас я вам раздам кружки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
– Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Радость - красный, огорчение – чёрный.
Дети берут кружки.
Оценивают свои поступки.
Слайд 3. Изображение спортивной семьи.
Физкульминутка «Моя семья»
Игра «Родословное дерево».
Цель: показать детям связь поколений в семье, вспомнить имена и отчества своих близких. Цель: закрепить знание имен и отчеств своих родственников.
Посмотрите на эти деревья, почему они необычные, чудесные?
Правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – семейные деревья.
Давайте сделаем свое родословное дерево.
С кого началась семья?
Кто появился дальше?
Ответы детей.
Дети составляют родословное дерево.
Слайд 4. Родословное дерево.
Этап 3. Заключительная часть (рефлексия - 3 минуты)
Цель: определение эмоционального состояния детей в конце деятельности, развитие рефлексивных навыков. Цель: определение эмоционального отношения к НОД.
Дети отрывают лепесток, загадывают вслух свое желание и прижимают свой лепесток к сердцу, чтобы вся любовь от сердца передалась лепесточку (желания не материальные, относящиеся к ребенку и его семье).
Чтобы ваше желание сбылось, надо положить его на ночь под подушку, чтобы волшебная фея смогла его забрать и исполнить желание.
О чем мы с вами говорили сегодня?
Что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего понравилось?
Пусть все ваши желания обязательно сбудутся. Берегите своих близких людей. Любите их, и уважайте.
Пожелания детей своей семье, мечты детей.
Ответы детей.