Екатерина Голованова
НОД «Мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА занятия:
МИР НАСЕКОМЫХ
Разработала и провела: воспитатель
ГОЛОВАНОВА Екатерина Иосифовна
в МАДОУ N52 «Малинка»
Цели:
1. Познакомить детей с некоторыми видами насекомых.
2. Расширить кругозор детей, рассказав о жизни насекомых.
Задачи:
1. Воспитание доброго отношения к насекомым, которые полезны для окружающей среды.
2. Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов;
3. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
Публикация «НОД „Мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
4. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
5. Воспитание экологической культуры
Оборудование: Магнитная доска (2 шт, экран для показа
Материал: фотографии насекомых для занятия, вырезанные из бумаги божьи коровки, вырезанные из бумаги шапочки «с усиками», венок для ведущего, обруч для подвижной игры, волшебный мешок
Аудиозаписи: звуки природы,
Предварительная работа:
1. Проведение занятия в группе «Капелька» по экологии «Насекомые»
2. Лепка «Муравьи»
3. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
4. Проведение занятия по экологии «Муравьи»
5. Наблюдение за насекомыми на участке д\сада : муравьи, бабочки, божьи коровки
6. Разучивание стихотворений и потешек про божьих коровок.
7. Беседа о сказках и мультиках, где есть герои – насекомые («Лунтик», «Стрекоза и муравей», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя», «Винни-Пух»)
Ход занятия:
Звучит музыка: «Веселый жук»
Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель (здоровается с детьми и гостями). Дорогие ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, весна. А как можно догадаться, что сейчас весна?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо, ребята! Действительно, сейчас за окном у нас весна, но она скоро закончится, и ей на смену придет жаркое, знойное, зеленое лето…. Летом очень хорошо. Солнышко становится совсем горячим, дождей нет, а если есть, то они теплые, летом дети гуляют с утра до вечера. Летом все дети стараются уехать в деревню к бабушке. В деревню или на дачу.
Ребята, предлагаю вам немножко приблизить лето, приблизить это счастливое время, когда мы все с вами окажемся за городом на отдыхе, на природе. Закройте глаза. Представьте, что мы по волшебству, в один миг, перенеслись на зеленую летнюю лесную полянку. Садитесь на коврик.
Дети садятся на коврик и закрывают глаза.
Музыка: звуки природы.
Воспитатель: Представьте, что мы сидим на полянке, на зеленой траве. Над головой у нас щебечут птицы. В небе светит ласковое летнее солнышко. Дует легкий ветерок. Мы сидим на лугу, а в траве вокруг нас ползают муравьи, божьи коровки, с цветка на цветок перелетают бабочки, слышно жужжание жучков и жужжание пчелы… Открывайте глаза.
Дети открывают глаза.
Воспитатель: Посмотрите ребята, на летней полянке, куда мы с вами попали, оказался волшебный мешок. Что же в нем?
Достает из мешка шапочки «с усиками», одевает их детям на головы.
Воспитатель: теперь вы тоже превратились в маленьких насекомых, а для меня в волшебном мешке – венок. Я буду Хозяйкой луга и расскажу вам о некоторых замечательных насекомых.
Часто бывает так, что когда люди видят какое-нибудь насекомое, они стремятся сразу его раздавить, уничтожить. Почему же прекрасный удивительный мир насекомых человек почти не ценит? Наверное, все дело в том, что люди очень мало знают о насекомых, и думают: раз насекомое – значит, обязательно вредитель. Однако, насекомых, приносящих человеку ущерб или вред, ничтожно мало по сравнению с общим количеством. Сегодня я расскажу вам, ребята, о насекомых, которых мы знаем с самого детства.
1. Майский жук, жук-олень.
Летом, в жаркий день на луг,
Прилетел огромный жук.
Сел на травке посидел,
Зажужжал и улетел.
Ребята, насекомых на нашей земле больше, чем всех других видов животных и растений, вместе взятых, а из насекомых больше всего – жуков.
Посмотрите, у меня такие замечательные картинки двух жуков. Это – майский жук, еще его называют майский хрущ, а это – жук-олень. Посмотрите, какие они красивые и необычные. Давайте посчитаем, сколько жука ног?
Дети считают: 6.
Воспитатель: Правильно, у всех насекомых 6 ног, а у животных по 4. Вот майский жук. Он большой, коричневый. Мама майского жука зарывается в землю и откладывает яички. Из этих яичек появляются белые личинки, похожие на букву С. Личинка живет в земле несколько лет, питаясь корешками. А потом личинка сооружает себе пещерку там же, в земле и превращается в куколку. А потом из куколки уже выходит наш майский жук. У майских жуков-мальчиков роскошные усы, они свертывают и развертывают их как веера. Посмотрите картинку. Для полета жук очень тяжелый, а крылышки небольшие. Поэтому он часто падает, иногда врезается во что-нибудь.
Почему это жук майский? Всё просто – эти жуки начинают свою активную деятельность в мае. Поэтому и называется «майским».
Майский жук для детей, живущих в городе - это забавная игрушка: его можно посадить в коробок и слушать, как он скребёт по картону своими лапками; можно взять в ладошки и почувствовать, как он щекочет руки; можно привязать к лапке ниточку и запустить «воздушного змея»; можно просто изучить строение майского жука.
А вот это другой жук – жук-олень. Это очень красивый и величественный жук. И на русском языке, и на немецком, на английском и латинском назвали этого жука одинаково – жук-олень. Живут такие жуки в старых дубовых рощах, очень любят дерево дуб. Летом эти жуки с громким жужжанием летают вокруг вершин дубов, а днем их можно найти на соке, вытекающем из ранок стволов. Рога жуку нужны только для турниров, для борьбы между собой за сок дерева и за девочек-жуков. У девочек жука-оленя таких рогов нет.
Сейчас давайте поиграем. Предлагаю собрать целиком картинки «Майский жук», «Жук-олень».
ИГРА «СОБЕРИ ПАЗЛ».
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте загадку:
У реки, над камышами,
Вот с та-а-а-акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер. И глаза.
Да ведь это -. ! (Стрекоза)
Следующий герой, о котором мы будем говорить – это стрекоза. Посмотри в глаза стрекозе. Если, конечно, сумеешь осторожно приблизиться к ней, сидящей на листе или веточке. Глаза не просто большие, они огромные! Они круглые, гладкие, загадочные как жемчужины. Потом стрекоза взлетит. И ты услышишь сухой шелест ее крыльев, если стрекоза большая. А если маленькая, ничего не услышишь, но увидишь, как крылья, придя в движение, засветятся, заиграют в солнечных лучах. Стрекозы очень древние насекомые. 300 миллионов лет назад на земле не было ни ос, ни пчел, ни бабочек, а стрекозы уже были, размером с настоящий вертолет! Они жили во времена динозавров. Стрекозы заслуживают очень бережного отношения. Они – часть окружающего мира, они очень красивы, а мы не можем с вами прожить без красоты! И стрекозы – замечательные охотники на комаров и мошек, они питаются ими. Кое-где в Сибири люди специально ждут появления стрекоз, чтобы начать возделывать огороды по берегам озер. Иначе работать просто невозможно – комары заедают!
1. А сейчас давайте представим себя стрекозами!
ФИЗ. МИНУТКА:
Утром ранним стрекоза
К речке прилетела.
На кувшинку сесть она
Очень захотела.
Я сказал стрекозке:
«Улетай подружка!
За листом кувшинки
Спряталась лягушка!».
Послушайте стихотворение:
Над ромашкою лесной,
Кружит вертолет,
Очень маленький такой,
Где же там пилот?
Только там пилот не нужен,
Если кто не знает:
Над ромашкой мирно кружит
Стрекоза большая!
Воспитатель: Ну, что, интересно, ребята? Мы продолжаем гулять по нашему зеленому лугу. Послушайте загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Посмотрите, какие бабочки на лугу танцуют чопорные танцы, посмотрите на эту красоту.
Дети смотрят на интерактивную доску. Показываем слайд-шоу «Бабочки». Музыка «Для бабочек».
Очень красиво, правда, ребята? Своей красотой бабочки обязаны чешуйкам, покрывающим их крылья. Они очень красивы. С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой. Они были символом бессмертия, счастья, верности и любви. Эти загадочные существа были источником вдохновения, стали героями легенд и сказок.
Давайте немножко поиграем. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МОТЫЛЕК».
(воспитатель объясняет правила игры).
На зеленом на лугу
Мотыльки летают.
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
А я выйду на лужок
И в руках – сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
(После этих слов воспитатель обручем ловит разбегающихся детей). Проводим 2-3 раза.
Воспитатель: Ребята, о ком мы говорим сегодня?
Дети: О насекомых.
Воспитатель: А теперь я расскажу вам о насекомых, которые живут не по одному, а целой семьей.
Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,
На своих широких спинках.
В лесной чаще, на опушка, в поле, на лугу – везде мы можем встретить муравейники. Стоит в лесу большой дом-муравейник, прямо небоскреб по муравьиным размерам. Во все стороны от муравейника расходятся дорожки, по которым снуют его жители муравьи. Вокруг муравейника в земле проделана сеть каналов, которые отводят дождевую воду подальше от жилья.
Муравьи живут сплоченной семьей. Начало новому муравейнику дает самка. Молодая самка покидает муравейник и совершает единственный в жизни полет к месту будущего муравейника. После этого она сбрасывает крылья, они ей больше не понадобятся.
Одно из самых главных дел в муравьиной семье – забота о потомстве. Муравьи заботятся о яичках и личинках. У муравьев есть самые настоящие стада «муравьиных коров» - тлей. За ними смотрят муравьи-пастухи. Они ухаживают за своими стадами. Защищают от божьих коровок, которые едят тлей. Одни и те же муравьи пасут одних и тех же коровок, каждый день бегают с ними по одной и той же дорожке. Тля на листочке сосет хоботком сок из листьев. Время от времени у них на брюшке образовывается сладкая капелька. Прибегает муравей-пастух, слизывает сладкую капельку и идет к голодным муравьям, делится с ними кормом. Всегда делиться едой – закон муравьиной семьи. Есть у муравьев и свои огороды, я вам об этом рассказывала на занятиях.
Еще одно насекомое живет дружной семьей. Это – пчела.
Деловита и смела
Золотистая Пчела,
Полосатая трудяга
Много пользы принесла!
Только тех, кто любит труд,
Люди «пчёлками» зовут,
Их в пример повсюду ставят
И в помощники зовут.
Про пчел не могу не рассказать, т к название нашего детского сада - «ПЧЕЛКА». Пчелы живут в ульях, у муравьев – муравьиная самка, у пчел – пчелиная матка, главная пчела. У пчел много врагов и "нахлебников", поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск. Рабочая пчела в течение своей жизни выполняет различные виды работ. Самая сложная – вылеты за медом.
Давайте поиграем.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ПЧЕЛА».
Хлопотливая хозяйка,
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
ЖЖЖЖЖЖЖ!
ФИЗ. МИНУТКА:
Так устроена природа:
Нет без пчел в природе меда,
Без цветочков нету пчел –
Это я давно учел!
Лета ждать уже недолго,
Прилетай скорее пчелка,
Дай мне с каждого цветка
Килограмма два медка.
Массаж лица «ПЧЕЛА» :
Ла-ла-ла – на цветке сидит пчела (провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам 7 раз)
ул-ул-ул – ветерок подул (провести пальцами по щекам сверху вниз 7 раз)
Ала-ала-ала –
Пчелка крыльями махала (кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз)
Воспитатель: Молодцы! Последнее насекомое, о котором я вам расскажу – это божья коровка. Наши предки славяне в старые времена поклонялись этим жучкам и называли их «Солнышко», имя «Божья коровка» появилось позже. Более редкое название – коровка Моисея. Во многих странах в названии есть что-то религиозное: в Германии его называют жук Святой Девы Марии, в Англии – Леди Птичка, птичка Девы, в Аргентине – Коровка Святого Антония.
Испокон веков люди гадали по божьим коровкам, доброе отношение к этим жукам неизменно, т к они поедают в больших количествах вредных насекомых : тлей, гусениц, личинок. Защищаясь, божья коровка выделяет специальную едкую оранжевую жидкость, обладающую неприятным запахом. В конце лета и осенью божьи коровки летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, как перелетные птицы. (Показываем картинку).
Для чего нужна такая яркая окраска божьим коровкам? Так же как и пчелам?
Ответы детей.
Яркая окраска предупреждает об их несъедобности. Божьих коровок не едят ни птицы, ни насекомые. Если она попадает в сети к пауку, он рвет свою паутину и выпускает жучка на волю.
Воспитатель показывает картинку «Муравьи и божьи коровки».
Что делают на картинке муравьи? Что делают божьи коровки?
Считается, что божья коровка, садясь на руку, приносит удачу. Предлагаю, ребята, посадить себе на ладошки божью коровку и отпустить ее в небо.
(Воспитатель раздает бумажные кружочки в виде божьих коровок детям).
Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Всем по одной,
А тебе – ни одной!
(Дуют).
Есть еще английская песенка:
Божья коровка!
Ты лети скорей домой!
Загорелся домик твой,
Разбежались детки,
Спрятались на ветке.
Только маленькая Энн
Впопыхах попала в плен.
Плачет за сковородой,
Ты полей ее водой.
Два ушата принеси,
От огня ее спаси!
(дуют)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир насекомых. Снова садитесь на коврик. Закрывайте снова глаза. (Дети закрывают).
Звучат звуки природы.
С помощью волшебства мы с вами перенеслись обратно в детский сад. Вам понравилось? О ком мы с вами сегодня говорили? Чем они полезны? Что делает муравей? Что делает пчела? О ком еще говорили? Где живет стрекоза? Кто понравился больше всего?
Какие мы знаем мультфильмы и сказки про насекомых?
Ответы детей: «Муха-цокотуха», «Дюймовочка», «Как муравьишка домой спешил», «Тараканище».
Дети уходят под музыку «Блики на воде».