Елена Николаева
НОД по краеведению «Люблю тебя, мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Люблю тебя, мой край родной
Николаева Елена Андреевна, воспитатель МДОУ СОШ №1д\с «Сказка» п. Суходол.
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками средней группы.
Тема:
«Люблю тебя – мой край родной».
Интеграция образовательных областей:
Публикация «НОД по краеведению „Люблю тебя, мой край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1. Цель: знакомство с родным посёлком.
2. Задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви к родному краю;
- знакомить с достопримечательностями родного посёлка;
- формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре
- расширять представления о видах транспорта и его назначении;
- расширять представления о правилах поведения в посёлке, элементарных правилах дорожного движения;
- расширять представления о профессиях;
- обобщать знания детей о растительном и животном мире родного края;
- развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
- формировать осознанное действие к природе родного края, желание беречь и охранять её;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- продолжать развивать интерес и любовь к музыке;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- закреплять счёт до пяти;
- изображать предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания;
- учить правильно держать ножницы и уметь резать ими по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник);
- приобщать к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
3. Материалы и оборудование:
- запись песни М. Бернеса «С чего начинается Родина?»; плакаты с растениями (подснежник, ландыш, василёк, берёза); мягкие игрушки, изображающие животных (лисица, волк, заяц, белка, картинки с изображением птиц (кукушка, сорока, дятел, тетерев, утка, ворона, грачи, синица, жаворонок, воробей,запись голосов птиц, плакат с надписью «Тот свой край не любит, кто его природу губит», запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы», краски, карандаши, бумага, цветная бумага, ватман, ножницы, клей, кисти для рисования и для клея.
4. Ход занятия
1 Воспитатель вносит стенд с фотоснимками достопримечательных мест посёлка.
Дети рассматривают фотографии, узнают знакомые места. Активно обсуждают.
2 Звучит песня М. Бернеса «С чего начинается Родина» Дети слушают.
3 Беседа. Вопросы:- О чём поётся в этой песне?- Как вы думаете, что такое Родина? Дети отвечают, рассуждают.
4 У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? Дети называют посёлок.
Ребёнок читает стихотворение. (М. Пляцковский)
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина – Это тоже Родина
5 Беседа об истории нашего посёлка. Как строился. Достопримечательные места Кто здесь живёт? Почему называют наш посёлок – нефтяником. Что добывают в недрах нашей Родины.
Какие спец. машины и оборудование помогают добывать нефть. Какие реки протекают по нашему краю.
Воспитатель показывает книгу и фотографии посёлка. Дети участвуют в беседе. Рас-сказывают про профессии своих родителей. Рассматривают книгу и фотографии.
6 Физкультминутка.
Здравствуй небо голубое, (поднимают правую руку)
Здравствуй солнце золотое, (поднимают левую руку)
Здравствуй матушка – Земля, (разводят руки от себя)
Здравствуйте мои друзья. (обнимают себя)
7 Продуктивная деятельность.
Конструирование: «Улица». Постройка из крупного деревянного строительного материала перекрёстка дороги и гаража.
8 Ситуативный разговор.
Воспитатель задаё т вопросы:
- Ребята, что вы будете делать, если вам нужно перейти дорогу?
- А в каком месте переходят дорогу?
- Можно ли ребёнку самостоятельно переходить дорогу?
- На какой цвет светофора безопасно переходить улицу?
- Как называется место на дороге где можно переходить улицу?
- Можно ли без присмотра взрослых находиться на улице и кататься на велосипеде мешая окружающим?
Дети отвечают на вопросы.
9 Сюжетно – ролевая игра «Улица»
Распределяют роли, выполняют игровые действия (при затруднении обращаются к педагогу)
10 Продуктивная деятельность.
Коллективная аппликация: «Посёлок будущего» Вырезают из цветных бумажных заготовок прямоугольники и треугольники, наклеивают их на ватман в форме домов. Закрепление умений; правильно держать ножницы, резать ими по прямой и по диагонали, создавать коллективные произведения.
11 Аутотренинг.
«Мы - друзья природы»
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
12 Животные нашего края.
Сюрпризный момент.
В гости к детям приходит белка со своими друзьями (лисица, волк, заяц, лось - мягкие игрушки).
Рассказывают о некоторых животных (предварительно даются небольшие рассказики о животных).
13 Беседа. Воспитатель спрашивает. – Как животные готовятся к зиме? – Где звери будут прятаться от зимней стужи? Чем будут питаться? Дети отвечают на вопросы.
14 Дидактическая игра.
«Чей домик?»
Воспитатель устанавливает на фланелеграфе картинки; логово для волка, нора для лисы, куст для зайца, дерево с дуплом для белки.
Задание: найти для каждого зверя домик.
Дети разбирают нарисованных зверей и подбирают им жильё, прикрепляя животных на фланелеграфе к «домикам».
15 Дидактическое упражнение.
«Сосчитай грибы»
Создаё т проблемную ситуацию:
«Хватит ли белке грибов на зиму?». Решают проблему.
Закрепление счёта до 5-ти.
16 Птицы нашего края.
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц. Звучат голоса птиц в аудиозаписи. Дети рассматривают картинки, называют птиц и стараются узнать их голоса.
17 Продуктивная деятельность.
Лепка: «Птицы и животные нашего края» (из солёного теста).
Лепят животных или птиц по желанию.
Раскрашивают поделки гуашью.
18 Подвижная игра.
«Зайцы и волк»
Воспитатель вносит шапочку волка. Выбирают «волка» считалкой.
19 Растения нашего края.
Вывешивает плакат с растениями.
Загадывает загадки:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник)
На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные … (Ландыши)
Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (Василёк).
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки – подростки
Белоствольные (Берёзки).
Наша белоствольная красавица – берёзка нравится всем. Это дерево – символ нашей Родины.
Находят ответ на плакате с растениями
Ребёнок читает стихотворение.
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
20 Динамическая пауза
«Берёзка». Имитируют покачивание веточек на ветру.
21 Беседа.
Привлекает к плакату, на котором написано «Тот свой край не любит, кто его природу губит»
Как вы понимаете эту пословицу? Многие виды растений и животных исчезают из нашего края. Они занесены в Красную книгу. Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребё нок читает стихи:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребё нок читает стихи:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
22 Звучит песня Ю. Антонова
«Не рвите цветы» Слушают.
Дети говорят хором:
«Наш девиз – любить и охранять природу нашего края». Развитие умения чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном.
23 Итоговое мероприятие:
Воспитатель организует выставку детских работ по теме «Люблю тебя - мой край род-ной» Дети организуют показ своих работ. У детей сформированы начальные представления о родном крае вызывающие чувство гордости и любви.
Используемая литература:
1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2009 (Вместе с детьми)
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2009. (Логопед в ДОУ)
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – ИЗД. 5-е, - Ростов Н/Д, : Феникс, 2010.-251с.
4. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. ; Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : ТЦ СФЕРА, 2004.