Ольга Давыдова
НОД по развитию речи «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №38 муниципального образования
Тимашевский район.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста по теме “Люблю березку русскую!”
Автор: Давыдова Ольга Михайловна
Воспитатель старшей группы
МБДОУ д/с №38.
Ст. Роговская, 2017 год
Пояснительная записка.
Публикация «НОД по развитию речи „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза, березка. Развитие речи, конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, на тему: «Люблю березу русскую» с детьми старшей группы, является авторской разработкой. Данная разработка включает в себя образовательные области в соответствии с ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
НОД составлена согласно основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №38 муниципального образования Тимашевский район, по разделу «Речевое развитие».
НОД по речевому развитию проводится 2 раза в неделю по 30 минут, что составляет в неделю 60 минут (1 час, в год 72 занятия.
Количество детей в группе – 17 человек, из них 9 - мальчиков,8– девочек. Уровень развития детей данной группы : 7 – средний, 10 – выше среднего.
Данная НОД включает в себя предварительную работу: дети просматривали презентации о берёзе, заучивали стихи,песни.
НОД состоит из 3-х частей:
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
III. Заключительная часть.
В структуре НОД соблюдены принципы тематического единства, сочетание нового и закрепление пройденного материала.
В вводной части был использован сюрпризный момент (появление русской девицы, которая,помогла детям увидеть красоту русской природы,выяснить о целебных свойствах берёзы. В третьей, заключительной части НОД дети вместе с воспитателем занялись продуктивной деятельностью, рисованием берёз, подвели итог.
Во время НОД использовались современные образовательные технологии,ИКТ. Так же НОД включает в себя здоровьесберегающие технологии: разные методы и приемы (наглядные, словесные, игровые).
На НОД использовались ИКТ (просмотр презентации «Берёза»,слушание «С чего начинается Родина»,»Во поле берёза стояла»). Длительность НОД - 25 минут, что соответствует данному возрасту и требованиям Сан ПиН.
Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Цель:развитие речи по средствам устного народного творчества
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с деревом, ставшим символом России.
Расширить представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, музыке, искусстве. Развивающие : Развивать познавательный интерес у детей.
Воспитывающие: Воспитывать любовь к Родине через устное народное творчество, познание родной природы.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье.
Предварительная работа: рассматривание березы на прогулке, рассматривание иллюстраций, картин; чтение и заучивание потешек, закличек; разучивание хоровода "Береза"; прослушивание музыкальных произведений.
Оборудование: мультимедийная презентация “Люблю березку русскую!”, мультимедийный проектор и экран,дерево береза, платочки, музыкальный центр, музыкальные произведения, корзинка, листья березки из цветного картона,ноутбук,краски,кисточки,стакан-непроливайка на каждого ребенка,листы бумаги с силуэтами берёз,костюм девицы (платье,венок). Методы и приемы: наглядные – наблюдение, демонстрация картинок (презентация, сравнение; словесные – объяснение, рассуждение, беседа, групповой диалог.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, ТРИЗ-технологии, игровая технология, личностно-ориентированная технология, педагогика сотрудничества.
Словарная работа:берёзовый дёготь,берёзовый уголь,береста,лапти.
Возрастная категория детей: старшая группа.
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети выходят под русскую народную музыку. Встречает воспитатель в костюме девицы
Приветствие “Здравствуйте”
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй,желтенький листок!
Здравствуйте, гости дорогие.
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!
Загадка:
Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Слайд 1 “Русская березка”
Звучит песня на слова М. Матусовского “С чего начинается Родина. ”
Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни. Кто скажет, о чём эта песня? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, эта песня о Родине. Как вы думаете, что такое Родина? (Это место, где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это наш детский сад.)
Воспитатель:
Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья – это Родина твоя!
Детский сад, твои друзья, - это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина – это тоже Родина!
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой ты идешь.
Рассматривание березы. Дети подходят к дереву берёзе.
Воспитатель:
Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Березка моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки (кланяется).
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березка,
Трава шелковая.
Воспитатель раздаёт детям красивые платочки
Танец с платочками
Рассказ о русской березке
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке.
Красавицей русских лесов называют люди березку.
Прекрасна березка и в чистом поле, и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист.
На полянах, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины твоей.
Демонстрация картин с изображением березок.
Слайд “Картины с изображением русских берез”
Воспитатель: Многие русские художники запечатлели березу на своих картинах.
Прекрасна береза в разное время года слайд “Березы в разное время года” :
Осенью – в золотом убранстве,
Зимой – сверкающая в ажурном инее,
Весной – ослепительно белая на фоне зеленой травы
Летом – длиннокосая, кудрявая
Хороводы у березы
Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Слайд “Хороводы”
К нам сюда скорее просим,
Приходи, честной народ.
Ныне русские березки
Затевают хоровод.
Хоровод наш заводи!
Ножкой топнем от души!
Как ребята хороши!
Хоровод, хоровод!
Веселись честной народ!
Хоровод “Мы вокруг берёзки хороводом встали” Слова А. Малининой. Музыка Рустамова.
Воспитатель: Спасибо тебе, берёзка, что дала нам хоровод поводить! Низкий тебе поклон! Кланяются в пояс.
Игра “Ветерок” Воспитатель: Ребята, где можно встретить, увидеть березу?
(В лесу, на поляне, около дома, в парке.)
Представим, что мы оказались в березовой роще. Посмотрите, сколько листьев осыпалось с деревьев. Давайте с вами поиграем.
Ветер, ветер зашумел,
Листик с дерева слетел.
Лист березовый найди
И в корзинку отнеси.
Дети под музыку собирают листья в корзинк
Воспитатель: О белоствольной русской красавице – березе сложено много стихов и песен (дети читают стихи).
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
А. Прокофьев
Рассказ о русских угодьях. Послушайте еще одну загадку про березку:
Стоит дерево, цветом белое,
А в нем четыре угодья.
А что это за угодья, хотите знать? (ответ детей)
Послушаем внимательно, что о них нам сама березка расскажет. Слайд “Угодья - помощь людям”.
Воспитатель:
Первое угодье - больным на здоровье. (показывает веник) Березовым веником парятся в бане, корой - лечат язвы, а настоем листьев - ожоги. (показывает древесный уголь) Березовый уголь - принимают при отравлении, а почки березы используют, как п ротивовоспалительное средство.
Второе угодье - от тьмы свет (показывает березовую лучину) Березовая лучина горит ярче всех.
Третье угодье - дряхлым пеленание. (показывает кору березы) Корой березы связывают битые горшк
Четвертое угодье этот колодец - березовый сок, который пьют при ангине, малокровии, а также для укрепления организм
Рисование“Русская березка».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать “ маленькими художниками”.
(дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)
Итог: О чем мы сегодня говорили?
Что нового узнали о березе?
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Я в России родился!
Я в России живу!
Потому и березку
От души я люблю