Наталья Исакова
НОД «Лапти, да лапти мои!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лапти, да лапти мои!».
Программное содержание:
Закреплять правильное произношение согласного звука (л,
Учить детей интонационно выделять этот звук в слогах, словах, фразах
Развивать фонематическое восприятие при работе слух: различать на слух и называть слова, начинающиеся на звук (л)
Упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа и с таким видом обуви как лапти.
Публикация «НОД „Лапти, да лапти мои!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лапти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Поощрять внимание детей к известным словам (здравствуйте) и желание узнавать, что они обозначают.
Развивать мелкую моторику рук в пальчиковой игре, отрабатывая статические и динамические движения.
Совершенствовать интонационную выразительность речи, упражняя в выразительном чтении стихотворных строк.
Развивать речевое дыхание через игру на поддувание.
Развивать память и внимание.
Поощрять умение детей оценивать свои поступки, сравнивая их с поступками персонажей литературных героев, воспитывая сочувствие, доброту.
Воспитывать интерес к русской народной культуре: развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения.
Методические приё мы: приветствие гостей, сюрпризный момент «Солнышко»; чтение потешки-заклички «Солнышко-», игровое упражнение «Здравствуйте», рассказ воспитателя о лаптях, чтение чистоговорки. потешки; динамическая пауза «Лапти»; чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; вопросы к детям- репродуктивные и поисковые; игра на поддувание «Веселые пузыри»
Словарная работа:
Обогащение словаря: Слова- лапти, лапоточки, лапотки, лаптишки, лапатушки).; горница
Объяснение значения слова «здравствуйте»
Обобщающее понятие- обувь
Активизация: Слова-антонимы: добрый- злой
Индивидуальная работа: Отрабатывать четкое произношение звука (л) с Ромой К., Полиной П. умение пользоваться умеренным темпом речи с Парамоном, Ярославом ; упражнять в выразительном чтении потешки Дарину, Соню, Артема
Создать ситуацию успеха на занятии Дашу, Диму
Предварительная работа. Чтение произведений о быте и костюме русского народа Разучивание потешки «Солнышко», рассматривание иллюстраций и слайд –шоу об истории и жизни русского народа.
Материал: Солнышко, лапти, сундучок, аудиозапись русской народной мелодии, дудочка с мыльными пузырями.
Ход занятия:
(Дети под русскую народную музыку заходят в группы)
В - Здравствуйте, гости дорогие!
-Здравствуйте, детушки, милые!
-Дай Бог тому, кто к нашему дому!
-Дорогим гостям, милым детушкам!
-Наделил бы вас Господь, ( вместе с детьми:)
-И житьём, и бытьём, и здравием (дети делают поклон)
В - А чтобы всем тепло и светло было позовём к нам солнышко?
(дети читают потешку- закличку)
«Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко!
Солнышко, батюшка, нарядись!
Доброе, покажись!
Ждут тебя детки, ждут малолетки!»
В - Вот и солнышко встало, лучиками засеяло!
- Милости прошу, детки, в горницу заходите, присаживаетесь на скамеечки!
- А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как они девочек удобно посадят.
- И на девочек полюбуюсь, какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.
В - Ну вот как славно все разместились!
- Ребята, каким словом я вас сейчас приветствовала?
Дети: словом «здравствуйте!»
- И вы мне тоже сказали: «здравствуйте!»
- Каждый день говорят люди друг другу это слово. Что же это за слово такое? Что оно означает, как вы думаете? (ответы детей).
В - Слово «здравствуйте»- означает «здравие», «здоровье.»
Значит, мы желаем человеку здоровья; желаем ему не болеть!
- Это пожелание доброе или злое? (ответы детей)
В – Это пожелание доброе и поэтому говорить его надо ласково, с улыбкой, глядя в лицо тому, с кем здороваешься.
В – Поздоровайтесь ласково друг с другом!
В – Вы такие все сегодня нарядные!
- А в какой обуви вы пришли ко мне? (ответы детей).
- А как одним словом можно назвать босоножки, туфли…. (обувь)
- А в старые времена на Руси не было ни сандалий, ни туфель, носили люди другую обувь. Хотите узнать какую? Тогда отгадайте загадку:
«У любого ты спроси: что носили на Руси?
Из коры плели калошки, обували их на ножки».
В – Отгадка- то спряталась в моём сундучке (показываю лапти).
- Что это, ребята? (лапти).
- Правильно, это лапти! Лапти - это плетёная обувь. Их плели из лыка липы.
У липы под корой есть лыко, его отрывали длинными полосками и плели лапти. Очень люди любили лапти и называли их ласково: «лапотульки».
- повторите за мной (лапотульки).
- А как ещё можно ласково назвать лапти? (лапоточки, лапотки, лаптишки, лапатушки).
-Какие вы молодцы, сколько ласковых слов про лапти сказали! И немного устали, на ножки все встали, ручками поиграем, сплетём лапоточки.
«С липы лыко надерём, лапоточки всем сплетё м:
Маше, Даше, Саше, Свете, Пете- в лапоточках ходят дети».
В – Присаживаетесь, мои милые, на скамеечки.
- Ребята, послушайте, как я произнесу слово «л-лапти».
_ Какой звук вы услышали в начале слова? (спросить 2-3 ребёнка).
В- Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «л».
- Посмотрите все на меня!
- Чтобы правильно произнести звук «л» губы надо растянуть в улыбке; рот приоткрыть; зубы разжаты, между ними небольшая щель, кончик языка выглядывает в эту щель (произношу звук «л»).
В –Давайте все вместе правильно произнесём звук ««л», губы растянем в улыбке,рот приоткрыт (дети проговаривают звук «л»).
(Индивидуальное произношение звука, 3-5 человек)
В- Я говорю чистоговорку, а вы внимательно послушайте!
«ЛО-ЛО-ЛО-стало в горнице светло!
В – Повторите чистоговорку хором!
- А сейчас девочки произнесут громко чистоговорку.
- А мальчики скажу тихо чистоговорку.
- ЛУ-ЛУ-ЛУ – стол стоит в углу!
- Егор, повтори чистоговорку. (повтор. 2 ребёнка)
В – У меня для вас есть такая интересная русская народная потешка. В в разных словах спрятался звук «л». Я буду её читать медленно, а вы постарайтесь услышать слова, в которых спрятался звук «л».
«Павка на лавке плетёт лапти Клавке,
Не годятся лапти Клавке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке».
В – Назовите слова, в которых спрятался звук «л»? (лапти, лавка).
- Настя, произнеси слово так, чтобы все услышали звук «л» (л-лапти).
-Молодцы, нашли все слова! Лапти то наши устали лежать, хотят с вами поиграть.
Динамическая пауза «Передай лапоть» .
В –А во многих русских народных сказках одним из героев был лапоть. Сейчас такую сказку я вам прочитаю. Присаживаетесь поудобнее на скамеечки, ножки поставили ровно, спинки выпрямили.
В – Сказка называется: «Пузырь, соломенка и лапоть». Читаю сказку.
- Как называется сказка?
_ В каких словах встретился в сказке звук «Л»?
- Как вы думаете, почему соломинка переломилась? Ответы детей.
- Правильно, соломинка была тонкая, ломкая, хрупкая, слабая, непрочная, гибкая…
_ Чему учит нас эта сказка? Ответы детей.
В – А ещё сказка нас учит тому, прежде, чем что то сделать, подумай, чтобы не случилось ни какой беды!
- Есть такая поговорка: «Семь раз отмерь, а один отрежь».
Итог: С каким звуком мы познакомились? Где прятался звук «Л»?
-Что больше всего вам понравилось? Отметить каждого ребёнка.
- В сказке- то пузырь лопнул, а у меня для вас есть много разноцветных мыльных пузырей, встречайте! Не давайте им лопнуть, подуйте на них!