МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Дыхание весны»

Светлана Аристова
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Дыхание весны»
▼ Скачать + Заказать документы

Итоговое мероприятие проекта на тему: «Дыхание весны»

Цели: формирование знаний о состоянии природы весной; понимания зависимости растений и животных от внешних условий.

Задачи:

дать детям знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;

познакомить с причинно-следственными связями;

формировать представление о весне как периоде пробуждения природы; показать зависимость роста растений от изменений в неживой природе, связанных с приходом весны (увеличение количества света и тепла, таяние снега, питание земли, корней растений водой и т. д.);

Публикация «Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Дыхание весны“» размещена в разделах

продолжать знакомить с явлением неживой природы – радугой;

учить детей слушать стихи, загадки, определять о каком времени года или явлении в них говорится;

совершенствовать умение образовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова определения, слова – действия;

упражнять детей в составлении весенней картинки из готовых форм;

развивать зрительно-моторную координацию;

формировать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать накоплению и обогащению словарного запаса детей;

развивать речь детей в различных формах и видах детской деятельности; творческое воображение, активность, эстетический вкус;

воспитывать интерес и бережное отношение к природе, создавать у детей весеннее радостное настроение.

Оборудование: макет солнца, лучи, льдинка, венок, жук – божья коровка, шапочки птиц (грач, ласточка, скворец, кукушка, готовые формы для картин, разноцветные гусеницы, банка с водой, настольная лампа, лист белой бумаги, конверт с карточками, подставки, кисти, салфетки, клеенки, розетки с клеем, тонированные листы.

Ход НОД

Какое сейчас время года? Правильно, весна. Но на улице пока холодно, не слышно веселых голосов птиц, нет листочков на деревьях, не так часто светит солнышко.

Почему? Ребята, это волшебница зима все заколдовала, заморозила, сделала город бесцветным. Поэтому весне очень трудно вступить в свою силу. И нам надо как-то ей помочь.

Ребята, я знаю, надо позвать солнышко. Только оно сможет все отогреть. Давайте все вместе дружно его позовем:

(дети произносят закличку)

Солнышко – ведрышко,

Взойди поскорей

Нас освети, обогрей!

Солнышко ясное, нарядись,

Солнышко красное, покажись!

(появляется солнышко без лучей, грустное).

А вот и солнышко. Ой, ребята, что-то с нашим солнышком не так. (Дети сразу определяют, что нет лучей, и оно грустное).

Ребята, я думаю, что это опять проделки зимы, она хотела навредить весне и спрятала солнечные лучики под льдинку, чтобы они остыли и не могли согревать нашу землю.

Ребята, у нас сегодня гость непростой.

Кто же это? (Божья коровка). Да, этот жучок называется божья коровка. Она очень любит солнышко и теплый весенний ветерок, поэтому и прилетела к нам, чтобы помочь. Посмотрите, она принесла нам веночек и письмо.

Как вы думаете, чей это венок? Кто нам мог его передать? (Весна). Почему? (В нем только первые весенние цветы – подснежники). А в письме много заданий, и если мы их выполним, то сможем растопить льдинку и вернуть лучики солнышку. Ребята, божья коровка очень рада, что нашла вас, и ей хочется с вами поиграть.

Игровое упражнение «Ветерок»

Жучок очень любит летать и играть с весенним ветерком. Покажите, как дует ветер. Сначала сильный ветер: наберите побольше воздуха и подуйте на жучка. Видите, он шевелится и радуется. А теперь ветерок слабый. Молодцы, ребята, божьей коровке очень понравилось. Пусть она немного отдохнет, а я вас приглашаю к выполнению заданий. (Беру венок и 1 задание из конверта).

Упражнение «Отгадай загадки»

Всю зиму белел,

А в марте взял и почернел.

(снег)

Назовите, снег весной какой? (теплый, талый, грязный, рыхлый).

Что происходит со снегом весной? (тает, оседает, темнеет).

Снег все тает, тает и превращается…

Слушаем следующую загадку.

Игривый, шаловливый,

Болтливый, говорливый

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(ручей)

Снег превращается в ручей. Весной очень много ручейков по всей земле.

Что вы можете о них сказать? Ручьи какие? (звонкие, прозрачные, быстрые, холодные, журчащие).

Что делают весной ручьи? (бегут, текут, звенят, журчат).

Следующая загадка.

Это что за потолок?

То он низок, то высок?

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват?

(небо)

Небо, какое весной? (голубое, высокое, чистое, светлое).

Что мы видим, взглянув в окошко?

Над землею светит… (солнце)

Весной солнышко, какое? (яркое, теплое, красивое, ослепительное, ласковое).

Что делает солнце? (греет, светит, ласкает).

Молодцы, ребята, вы достойно справились с первым заданием.

(Берем карточку со следующим заданием).

Игра «Отгадай слово»

Передаем веночек по кругу. Воспитатель называет слова, а дети должны по-нять, о чем она говорит.

Голубое, чистое, ясное… (небо).

Яркое, золотое, ласковое… (солнце).

Весенняя, звонкая, холодная… (капель).

Солнечный, весенний, ветреный… (день).

Первые, земные, маленькие… (листочки).

Безоблачное, весеннее, кружевное… (небо).

Теплый, солнечный, погожий… (день).

Теплое, ласковое, сияющее… (солнце).

Белые, пушистые, легкие… (облака,

Звонкие, поющие, веселые… (птицы).

Легкий, весенний, теплый… (ветерок).

Прозрачная, холодная, длинная… (сосулька).

Шумливый, торопливый, весенний… (дождь).

Крикливые, шумные, перелетные… (птицы).

Клейкие, маленькие, первые… (листочки).

Быстрый, холодный, журчащий… (ручей).

Молодцы, и в этом задании вы не допустили ошибок.

Ребята, а что же сейчас происходит с дикими животными в лесу? Выходит из берлоги медведь и медведица с медвежатами, которые появились зимой. Просыпаются ежи. Животные начинают линять – менять зимнюю шубку на летнюю.

(Включить запись «Голоса весеннего леса»).

Что вы слышите? Какое пение вы слышите? (звонкое, радостное, веселое).

Почему так весело поют птицы весной? (они рады, что вернулись на родину из теплых стран).

(Выбегают дети в шапочках «птиц»: грач, ласточка, скворец, кукушка).

1. Я - враг личинок, друг полей,

Всех перелетных птиц черней.

Взад-вперед по пашне вскачь

Гордо хожу я птица (грач)

2. Под крышами из глины гнезда леплю,

С юга на родину к вам лечу.

Красива, изящна и легка

С выемкой хвостик, собой невелика (ласточка)

3. Я знакомая пташка

В черной в крапинку рубашке

Весной к вам прилетаю,

Сразу домик обживаю… (скворец)

4. Я серая пташка,

На животе тельняшка.

В лесу живу, гнезд не вью,

Яйца бросаю, мамой не бываю. ,. (кукушка)

(Все птицы «говорят» вместе):

Нас, ребята, не надо ловить,

Надо птиц всегда любить,

Надо птицам помогать,

Их жалеть, оберегать.

Ребята, вы правильно отгадали и вспомнили названия перелетных птиц. Но у птичек для вас тоже есть задание («птицы» задают вопросы).

Вы знаете, что у весны есть три брата?

Вспомните, как их зовут? (Март, Апрель, Май).

Мы, жители лесные, их очень любим и радуемся, когда они приходят, уважаем их и вот так величаем:

Март – это Март Подснежникович. Почему? (в марте появляются подснежники первые весенние цветы).

Апрель – это Апрель Капельевич. Почему? (в апреле повсюду звенит капель).

Май – это Май Травникович. Почему? (в мае первые листочки и первая трава).

В старину, как только начинали просыхать полянки, девушки начинали водить хороводы.

Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод «Как весна с зимою»

Как весна с зимою повстречалися,

Как зима с весною распрощалися.

Ай, люли-люли, повстречалися,

Ай, люли-люли распрощалися.

Как весна цветами распускалася,

Как вставало солнце красное,

Как светило оно людям ласково,

Как весну мы славим за ее дела.

Слава ей, что нам она тепло дала!

А теперь подошло время подобрать ласковые, весенние слова, и в этом нам поможет волшебный веночек.

Игра «Назови ласково»

(Дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ручей – ручеек, лужа – лужица, снег – снежок, солнце – солнышко, дерево – деревце, почка – почечка, туча – тучечка, сосулька – сосулечка, вода – водичка, лист – листочек, капля – капелька, небо – небушко, облако – облачко, птица – птичка, день – денечек, луч – лучик.

Ой, ребята, ну, вот льдинка и растаяла, а под ней лучики, давайте поскорее вернем их солнышку. (Прикрепляем к солнцу лучи). Наше солнышко не только засияло, но еще и заулыбалось. Веночек нам очень помог, и я его возвращаю весне. (Вешаю венок на домик).

Распахнулись ворота,

И пришла весна красна!

Ребята, мы с вами знаем, что весна бывает разная. Какой бывает весна? (холодная, пасмурная, солнечная, теплая). И сегодня мне хочется, чтобы вы создали весенние картины, чтобы мы и наши гости могли любоваться красотой весенней природы.

Игровое упражнение «Выложи весеннюю картинку»

На столах в розетках лежат плоскостные предметы: домики, облака, деревья, травка, птицы и т. д. Дети выбирают по желанию предметы и составляют кар-тинку.

Расскажите, какая у вас весна? (ответы детей).

Мы так увлеклись, что совсем забыли о нашей гостье – божьей коровке. Она опять хочет с вами поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Ребята, а наша гостья напомнила мне, что мы с вами не назвали еще одно природное явление, которое бывает весной. Посмотрите, на лужайке расползлись разноцветные гусеницы, они расположились так, что стали похожи на разноцветную лесенку.

Что вам напоминает эта лесенка? Сколько у нее цветов? Давайте их назовем. (Ответы детей).

Иногда в мае на небе возникает удивительно красивая дуга. Что же это? (Радуга).

Кто построил эту лесенку – дугу? (Солнечные лучи и дождевые капли).

Весной дождь теплый, быстрый, с крупными каплями.

Покажите, как шумит дождь – дети потирают ладони «шуршат»; дождь закапал – «щелкают» пальцами, дождь пошел – хлопают в ладоши.

Дождь закачивается не сразу, редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло и засияло солнышко. Солнечный свет проходит через эти капельки, и на небе появляется радуга.

Ребята, сегодня мы с вами помогли солнышку найти лучики, разбудили весну, и теперь самое время для того, чтобы у нас с вами появилась настоящая радуга.

Опыт «Радуга»

На столе стоит банка с водой, настольная лампа и белый лист бумаги.

Кто же строит радугу? (Капельки дождя и солнечный свет).

Капельки дождя, это что? (Вода).

У нас банка с водой. Что нам заменит солнце? (Настольная лампа).

Освещаем банку с водой настольной лампой, подносим белый лист бумаги. Вот теперь мы видим маленький кусочек радуги.

Мы Весну встретили,

Нам с Весною очень весело.

И она останется на три месяца:

Март, апрель, май.

Будем на улице гулять,

За Весною наблюдать.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по английскому языку Дидактическая игра “Give me…” или “Наведи порядок”. Цель: закрепить лексический материал по теме “Clothes” (одежда, воспитывать интерес.

«Ребёнок и природа». Перспективный план работы по ОБЖ в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: Коммуникация. Социализация. Познание. Чтение художественной литературы. Безопасность. Здоровье. НОД.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Дыхание весны»
Опубликовано: 29 марта 2014 в 16:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Дыхание весны»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Аристова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД