шахматова нина андреевна
НОД «Играй, смекай, отгадывай!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»
План-конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности «Считай, смекай, отгадывай» в старшей группе.
Шахматова Нина Андреевна –
воспитатель старшей группы,
первая квалификационная категория
г. Шадринск, Курганская область
2019
Тема планирования: интеграция математического содержания с другими разделами программы.
Идея организации работы с воспитанниками:
Публикация «НОД „Играй, смекай, отгадывай!“ в старшей группе» размещена в разделах
-благоприятные условия для интеграции обеспечат возможность переноса осваиваемых ребёнком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно-направленным.
-предварительная, совместная деятельность воспитателя и детей:
1. Разучивание:
-стихи о зиме
-песни – «Зимняя песенка» муз. М. Красева, «Песенка друзей» муз. В. Герчик
-ритмическая гимнастика
-танец снежинок муз. Л. Делиба «Вальс»
2. Проведение дидактических игр с детьми:
-«Загадки без слов»
-«Недостающая фигура»
-«Найди клад»
-«Игра с двумя обручами»
-«Выложи по схеме» и др.
3. Закрепление знаний у детей о характерных признаках зимы
4. Чтение рассказов о зиме
5. Рисование на темы: «Ах, ты зимушка-зима», «Зимние забавы»
Цели:
Развитие:
-умения расшифровать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям
-умения выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину
-умения разбивать множество по двум совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или»
-способность анализировать, сравнивать, обобщать
-умение выделять из группы геометрических фигур нужную
-внимание, логическое мышление, наблюдательность, связную речь
Задачи:
1. Закреплять знания детей о характерных признаках зимы
2. Учить воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности
3. Создать у детей эмоциональный настрой
4. Продолжать учить детей составлять слово «зима» из букв, выразительно читать наизусть стихотворение
5. Развивать музыкальность, творческое воображение, навыки словесной характеристики произведения
6. Исполнять песни легким звуком в оживленном темпе, передавая веселый характер.
7. Развивать выразительность движений, быстроты реакции и внимания, ориентироваться в пространстве
8. Нацелить детей на сотрудничество
9. Формировать коммуникативные отношения
10. Доставлять детям радость от выступления, создавая яркую необычную обстановку
11. Воспитывать чувство красоты природы, музыки
Оборудование:
-мульти-медиа (иллюстрации о зиме, музыка о зиме)
-блоки Дьенеша (плоские и объемные)
-воздушный шарик с запиской
-буквы З, И, М, А
-снежки из пенопласта, снежинки
-два обруча
-карточки-схемы с заданиями
-лист с заданием «Найди недостающую фигуру»
-листы с заданиями к игре с двумя обручами
-зал украшен в виде зимнего сюжета (иллюстрации о зимней природе, снежинки, рисунки детей)
Краткий ход образовательной деятельности
1. Организационный момент:
Воспитатель: Дети, сегодня у нас необычное занятие по математике «Путешествие в зимнюю сказку»
Музыкальный рук-ль: Дети, давайте послушаем музыку. О каком времени года она?
Дети: О зиме…
Воспитатель: Посмотрите на экран. Какая она?
Танец «Снежинки» муз. Вивальди «Зима» часть 1
(на экране появляется картинка «О зиме»)
(на экране Баба-Яга прогоняет зиму, прячет её в снежных сугробах, и от зимы осталась снежинка, а на снежинке письмо от зимы) :
«Перехитрила меня Баба-Яга
Спрятала в снежных сугробах
Я – Зима, прошу вас – поспешите
И в беде мне помогите…
Вам нужно все препятствия пройти
И от Бабы-Яги меня спасти»
Воспитатель: Дети, будем Зиму из беды выручать?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы отправиться на поиски Зимы, давайте вспомним стихи о ней. Вспомним, какая Зимушка-зима
Стихи детей о зиме
(с потолка спускается шарик, на нем записка)
Воспитатель: Ой, ребята, шарик не простой, здесь что-то написано
Записка на шарике:
«Здравствуйте, детки, собрались зиму спасать? Что ж попробуйте. Чтоб зиму вам спасти, надо буквы найти. Из найденных букв слово собирайте и зиму освобождайте. Если хотите все буквы заполучить, покажите свою смекалку и сообразительность. Баба-Яга».
Воспитатель: Ребята, поможем Бабе-Яге?
Воспитатель: Посмотрите, в нашем зале много снежинок. Они заколдованы. Если расколдуем их, тогда получим первую букву.
На каждой снежинке код-карточка
По ней надо найти волшебную льдинку и дотронуться этой льдинкой снежинки. Кто выполнит задание, тот танцует со снежинкой (волшебные льдинки – Блоки Дьенеша).
Звучит музыка. Дети танцуют со снежинкой.
-Вот под этой голубой снежинкой буква. Назовите её (Буква З)
Воспитатель: А следующая буква спрятана где-то здесь, под цветными льдинками.
Дидактическая игра «Найди букву» (по типу «Найди клад» (Блоки Дьенеша)
(дети задают вопросы, воспитатель отвечает «да» или «нет»)
Дети: Буква находится под красной фигурой?
Воспитатель: Нет, не под красной фигурой.
Дети: Буква находится под синей фигурой?
Воспитатель: Нет.
Дети: Значит под
Дети: Буква находится под фигурой?
Воспитатель: Нет, не под фигурой.
Дети: Буква находится под
Воспитатель: Нет.
Дети: Значит буква находится под фигурой.
Дети: Буква находится под (толстой) фигурой.
Воспитатель: Нет.
Дети: Значит под (тонкой).
Дети: Буква находится под маленькой фигурой.
Воспитатель: Нет.
Дети: Значит под большой.
Воспитатель выкладывает по ходу игры схему. Дети находят вторую букву «И».
Воспитатель: Холодно зимой, давайте согреемся!
Ритмическая гимнастика под музыку «Зима - холода»
Воспитатель: Чтобы найти третью букву, надо разложить разноцветные льдинки Бабы-Яги в 2 пересекающихся круга, соответственно обозначениям, которые написаны около кругов (В синий круг кладём маленькие, а в красный круглые). Баба-Яга сомневается, что каждый из вас сможет это сделать… Но вы ведь дружные ребята, если кто-то затрудняется, ему надо помочь.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием. Вот и третья буква «М». Назовите её.
Воспитатель: И ещё одно задание. Баба-Яга потеряла одну льдинку. Если мы догадаемся, какая льдинка потерялась и объясним почему, то получим последнюю букву.
Дидактическая игра «Найди недостающую фигуру» с блоками Дьенеша.
Воспитатель: Молодцы! Вы получаете четвертую букву «А». Назовите ее. Составим из букв слово. Прочтите его: «З-И-М-А».
Воспитатель: А вот и Зима (выходит)
Зима: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы пришли мне на помощь. А вы любите играть? Вы снежинки разбирайте и друг другу их бросайте.
Зима: Что вам нравится зимой?
Дети: Белые полянки, горка, лыжи, санки.
Зима: Что вам нравится зимой?
Дети: Мягкие сугробы, крепость, чтоб в снежки играть.
Зима: Что вам нравится зимой?
Дети: В шубке теплой, меховой на морозе греться!
Зима: Спасибо вам, ребята! За спасенье, за веселье.
Воспитатель: Зимушка-зима, а мы песню о тебе знаем…Послушай…
«Зимняя песенка» муз. Красева
(на экране иллюстрации о зиме)
Зима: Спасибо, ребята! До свидания!
Воспитатель: Чтобы Баба-Яга стала добрее, давайте сделаем для нее подарок. А какой это будет подарок, вы узнаете, если выложите его из геометрических фигур по этой схеме:
Машина из блоков Дьенеша. (закодирована)
1 ребёнок выкладывает на доске, остальные на столах
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Машина.
Воспитатель: Красивая машина! Пусть Баба-Яга на машине ездит, а то тяжело ей в ступе передвигаться (на экране Баба-Яга (добрая) благодарит детей за подарок, около нее машина стоит).
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы! Зиму спасли и доброе дело для Бабы-Яги сделали. А помогла нам в этом дружба и хорошие знания математики.
«Песенка друзей» муз. В. Герчик