Олеся Чеботарь
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Где прячется воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6)
«Где прячется воздух»
Продолжительность 25 минут.
Участвуют все дети из группы.
Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, бумажные салфетки, цветной картон, ножницы, зубочистки, простой карандаш.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Где прячется воздух?“» размещена в разделах
Цель: Систематизация и обобщение знаний о воздухе через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Обучающая – Обобщить ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер - это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, учить делать ветряную вертушку из бумаги.
2. Развивающая – Развивать речевое дыхание; способствовать развитию любознательности, наблюдательности, активизировать мыслительную деятельность, речь, формировать умение планировать свою деятельность, делать выводы.
3. Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.
Методы и приемы работы с детьми:
1) Наглядный (показ способов действий).
2) Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
3) Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
4) Практический (экспериментирование)
Этап занятия Содержание Время
Вводная часть Знакомство друг с другом, игра на сближение «Пузырь»,
5 минут
Основная часть Постановка проблемы
(проблемная ситуация,
проведение 4-х опытов для решения проблемной ситуации. 15 минут
Заключительная часть Рефлексия. Подведение итогов. 5 минут
Ход занятия
1. Вводная часть:
Воспитатель собирает детей звоном колокольчика, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Дети действуют в соответствии с текстом).
Проводится подвижная игра «Пузырь»
Описание игры: Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Варенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь» : наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку.
Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой,
Да не лопайся!
К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру). После этого можно начинать игру сначала, т. е. опять раздувать пузырь.
Заканчивается игра так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели.». Дети разбегаются в разные стороны.
Правила игры
1. Когда пузырь раздувается, двигаться назад, а к концу текста взяться за руки.
2. На слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру.
3. Давать руку любому, кто оказался рядом.
Постановка проблемы (проблемная ситуация)
Воспитатель:
- Ребята послушайте загадку и отгадайте её :
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (Мы видим воздух)
- А хотите узнать, что такое воздух? (Да)
- Это очень интересно. Закрываем глаза, хлопнем 5 раз, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
- Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)
2. Основная часть:
Воспитатель: Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет, мы его не видим)
- А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Он прозрачный, бесцветный).
Давайте проведем 1– й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да, мы хотим)
Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте мне на вопросы:
- Что внутри пакета? (внутри пакета воздух)
- На что похож мешок? (Он похож на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасатель-ный круг)
Опыт №2 надуй воздушный шар.
- Дети, посмотрите что у меня в руках?
- Воздушные шары.
- Как вы думаете, что находится внутри шара?
- Внутри находится воздух.
(Предложить надуть шары.)
- Как мы надуваем шары? Мы выдыхаем воздух из себя. Когда мы надуваем шарик, то ловим воздух и запираем его внутри. Воздух, который был внутри нас, переходит в шарик.
Опыт № 3: Движение салфетки.
Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.
- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)
Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы.
Опыт №4 Игра «Вертушка».
Задача: Формирование навыка изготовления вертушки из бумаги, развитие мелкой моторики, аккуратности; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, направленного выдоха.
Описание.
Дети изготавливают вертушки из бумаги. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.
Материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага, ножницы, зубочистки.
Ход опыта:
Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).
Взрослый предлагает детям изготовить вертушку по алгоритму, рассмотреть и обсудить особенности ее конструкции.
Затем организует игры с вертушкой на улице; дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.
3. Заключительная часть:
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.
Список литературы:
1) А. Г. Арушанова Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.
2) Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
3) Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.