Анфиса Мирзоева Ахмадова
НОД «Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста»
ГБДОУ НАО «Центр развития ребёнка – детский сад «Гнёздышко»
НОД
«Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель
Мирзоева А. М.
2020г.
НОД: «Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста на примере профессии портного»
Цель: Формировать позитивные установки у детей старшего дошкольного возраста к различным видам труда.
Задачи:
Публикация «НОД „Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, с профессией швеи;
-обогащать словарный запас детей посредством ознакомления с предметами, необходимыми в работе швеи.
- воспитывать уважение у детей к труду взрослых.
Предварительная работа:
Беседы, чтение художественной литературы о труде людей.
Дидактическая игра «Профессии и предметы-помощники».
Словесные игры «Как сказать иначе?», «Доскажи словечко», загадки;
Экскурсия в кабинет швеи.
Беседы «Профессии мам и пап»; Беседа о профессиях швеи, закройщика, модельера, их трудовых действиях;
Беседы и рассматривание видов одежды, деталей одежды;
Чтение В. Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»;
Просмотр презентаций о профессиях;
Рассматривание журналов мод.
Методы и приё мы: беседа, художественное слово, приём активации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность, использование ИКТ.
Словарная работа: закройщица, портной (швея, выкройка, наперсток, наживляет.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: (Дети стоят в кругу)
-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Начинаем занятие с хорошим настроением.
-Я приготовила загадки, отгадайте их.
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит. (пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит. (строитель)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает. (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок. (учитель)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья. (плотник)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (пилот)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает. (юрист)
(На экране после ответов появляется слайд с ответом)
Воспитатель:
-О чём эти отгадки? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: о профессиях.
Воспитатель:
Молодцы! Именно о профессиях мы сегодня с вами будем говорить.
-А что такое профессия?
(Ответы детей)
Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь, дело, работа, занятие. Люди работают тем. кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается и на кого учились.
Труд каждого человека нужен и важен! А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Пословицы и поговорки о труде для детей
(с помощью предмета - напёрсток)
Кончил дело — гуляй смело.
Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Больше дела, меньше слов.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Не наклонившись до земли, и грибка не подымешь.
Слезами делу не поможешь.
Каков мастер, такова и работа.
Есть терпение — будет и умение.
Рукам работа — душе праздник.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Откладывай безделье, а не откладывай дело.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без работы день годом кажется.
Торопливость делу не помогает.
Труд кормит, а лень портит.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Не бойся работы — пусть она тебя боится.
Больше науки — умнее руки.
Всякий человек на деле познаётся.
Без работы и машина ржавеет.
Воспитатель:
Я предлагаю вам рассмотреть картинки и подумать о какой профессии идёт речь
Слайд (картинки с изображением инструментов для швеи)
Вопросы для беседы:
Воспитатель:
- Человеку, какой профессии могут принадлежать эти инструменты?
- Сегодня у нас на занятии гость: (давайте с ней поздороваемся). Она работает во дворце культуры «Арктика». Её профессия – портной. Она шьёт костюмы для артистов. Она сегодня для нашей группы приготовит сюрприз… Отгадайте с помощью загадки, что она нам сегодня сошьёт?
(Загадка о фартуке)
От грязи и от пятен,
Защищает платье Кати.
-Правильно, ребята, речь идёт о фартуке.
Также фартук называется передником.
И сегодня, наша гостья, сошьёт нам фартук для дежурных, а что для этого необходимо и как это сделать, она расскажет сама.
Портниха:
-Ребята, Фартук обычно состоит из самого фартука, «грудки» и пришитых к ней бретелей, и пояса. (слайд фартук). Для пошива фартука необходимы: выкройка, ткань, ножницы, иголки, швейная машинка, нитки, сантиметр, булавочки и мелок. Для начала мы снимем мерки и пригласим для этого одного ребёнка.
(Воспитатель приглашает ребёнка, портной снимает мерки, показывает выкройку, прикладывает к ткани. Прикалывает иголками, чтобы не скользила, вырезает, садится за швейную машину и начинает шить)
Воспитатель:
Я вам расскажу об истории фартука.
Фартук известен с Древнего Египта в виде примитивной драпировки, которую мужчины, стоящие на государственной службе, прикрепляли к поясу из узкой полоски кожи или сплетённых (связанных) тростниковых стеблей. В далёком прошлом, в России фартук считался не просто предметом одежды для женщин, но даже неким украшением
В наши дни фартук остаётся элементом гардероба домохозяек и является частью униформы парикмахеров, официантов, продавцов, поваров. (сопровождается слайдами)
Воспитатель:
-Я вам сейчас предлагаю пройти на «Выставку фартуков»
(воспитатель и дети рассматривают, рассуждают, кому и для чего он нужен)
Физкультминутка (Мы - портные, мастерицы)
Мы - портные, мастерицы (Поочередное поглаживание рук снизу - вверх)
Вам костюм сошьем сейчас. (Провести руками по телу сверху вниз и присесть)
Сложностей не побоимся (Повороты головы в стороны сидя)
Нарядим, украсим враз! (Подпрыгнуть, показать большие пальцы)
Для начала мы замерим (Руки вперед - в стороны)
Сколько нужно тканей нам,
Раскроим и вновь проверим,
Немало ли будет вам. (Наклоны в стороны, руки на поясе).
Вырежем из ткани ровно (Руки вперед - ” ножницы”).
И сошьем все по краям, (Имитировать движения с иголкой)
А теперь украсим пестро (Руки в стороны, пальцы врозь)
Бусы, ленты, тут и там. (Хлопки справа, слева, над головой)
Полюбуемся – все прочно
И красиво сшито вам! (Руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку)
Видеофильм «Профессия швея – портной»
Д/игра «Что лишнее?»
Ребята, здесь разложены предметы для людей разных профессий.
Давайте проверим, правильно ли они расположены, что здесь лишнее и кому принадлежат эти предметы?». (Дети выбирают и отвечают)
1. Чайник, каска, огнетушитель, пожарная машина.
2. Нитки, ножницы, швейная машинка, газета.
3. Шприц, вата, бинт, указка.
4. Зеркало, расческа, тарелка, ножницы.
5. Краски, кисточка, альбом, руль.
6. Тарелка, половник, кастрюлька, автобус.
Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже хорошо справились.
Д/игра с мячом (Какой, какая, какое) Куртка из кожи… кожаная
Платье из ситца - ситцевое
Пиджак из бархата - бархатный
Воротник из меха – меховой
Платок из шерсти – шерстяной
Сарафан из шёлка – шёлковый
Брюки из болоньи – болоньевые
Шляпа из фетра – фетровая
Кофта из флиса – флисовая
Халат из сатина – сатиновый
Скатерть из льна - льняная
- Игра «Угадай, какая профессия у человека»
o - Каска, шланг, вода - … (пожарный)
o - Сцена, роль, грим - … (артист);
o - Читальный зал, книги, читатель - … (библиотекарь);
o - Руль, колёса, дорога - … (водитель);
o -Маленькие дети, прогулки, игры- … (воспитатель);
o - Топор, пила, гвозди - … (плотник);
o - Корабль, тельняшка, море - … (моряк);
o - Небо, самолёт, аэродром - … (лётчик).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что фартук уже готов – работа выполнена, примеряют фартук на ребёнка. (благодарят швею)
Рефлексия: выбор картинки (кто кем хочет стать)
-Ребята, о чём мы сегодня говорили?
-Что вам понравилось и что больше запомнилось?
А мне хочется вспомнить стихотворение Ю. Тувима (“Все, что мы делаем, - нужно”).
Каменщик строит жилища
Платье - работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Каменщик был бы раздетым
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки
Стало быть, так и выходит
Все что мы делаем нужно
Значит, давайте трудится
Честно, усердно и дружно.