Марина Балясова
НОД в соответствии с ФГОС на тему «Группы музыкальных инструментов симфонического оркестра»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа
Цель :
• сформировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов;
• развивать умения сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых знаний;
• развивать у учащихся мыслительную деятельность, интерес к слушанию музыки;
• воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы, приобретать основы музыкально-исторических знаний;
Публикация «НОД в соответствии с ФГОС на тему „Группы музыкальных инструментов симфонического оркестра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Оркестр для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
• формирование потребности в восприятии музыки.
Оборудование:
• шумовые, ударные детские музыкальные инструменты
• карточки с надписями: ударная группа, духовая деревянная группа, духовая медная группа, струнно-смычковая группа, струнно-щипковая группа.
• установлен компьютер, экран, слайды музыкальных инструментов.
УУД
• Личностные -
• сформировать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности
• Метапредметные –
• сформировать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности
• Предметные -
• сформировать общее представление о музыкальной картине мира;
• сформировать основы музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• Регулятивные УУД –
• принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
• осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
• Познавательные УУД –
• самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради, карточках;
• соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
• Коммуникативные УУД –
• понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
• проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
• понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
Ход занятия:
М. р: - Здравствуйте ребята! (пою)
Д: - Здравствуйте, учитель (поют мне в ответ)
Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Перед тем, как мы начнем занятие, я предлагаю вам прослушать фрагмент музыкальной записи.
(М. р предлагает учащимся послушать фрагмент музыкальной записи, в котором звучат различные музыкальные инструменты)
По окончании прослушивания, учитель обращается с вопросом:
М. р: Какие звуки мы услвшали? (звуки природы или муз инструментов-наводящий при затруднении)
Д: Звучание музыкальных инструментов.
М. р: Как же мы назовем тему нашего занятия?
Детиотвечают на вопрос.
М. р: Тема занятия: “Музыкальные инструменты” (Слайд№5)
- Музыка не сразу стала такой, какой мы слышим ее сейчас. Многие тысячи лет прошли, прежде чем появились симфонии, сонаты, опера и балет, джаз, современные песни.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Раскаты грома, шум дождя, пение птиц, (фрагмент записи) (слайд№6)
Эти звуки слышал еще древний человек. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и животных. Но звуки сами по себе – еще не музыка.
В древности люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки.
Удар камня о камень может издавать короткий четкий звук, Он хорошо поддерживает ритм танца или песни. Натянутая тетива лука “поет” даже от легкого прикосновения.
М. р: Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы. Медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки. (Слайд №7)
Первые инструменты появились еще за 13 тыс. лет до нашей эры.
М. р: Как вы считаете, какой музыкальный инструмент появился раньше других и почему?
Ответ.
М. р: Раньше всех возникли ударные, затем духовые, позже всех – струнные. (Слайд№8)
Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты? (Слайд№9)
высказывают свои предположения.
М. р: Все инструменты можно разделить на 5 групп - ударные, медные духовые, деревянные духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые.
На экране таблица: (Слайд №10)
М. р: Ударные. Как вы уже поняли, эта группа инструментов самая древняя. Камень заменили колотушками, погремушками, трещотками. Потом появились барабаны, по существу, не изменились и до наших дней.
М. р: Какие музыкальные инструменты можно отнести к группе ударных? (Слайд№11)
Ответ.
М. р: То, что производит звук с помощью удара, мы можем назвать ударным инструментом.
На экране – изображение группы ударных инструментов (бубен, литавры, тарелки, ложки, колокольчики, - и др.).
Прослушайте звучание данной группы инструментов с названием «ударные».
Следующая группа – духовые музыкальные инструменты.
(Слайд №12)
На экране – таблица
М. р: Ребята, инструменты этой группы делятся на две подгруппы. Какие?
Ответ.
М. р: А в чем отличие между медными и деревянными инструментами?
Ответ.
М. р: Одни инструменты изготавливают из меди, другие из дерева.
А какие инструменты можно отнести к группе деревянных духовых инструментов?
Ответ.
Учитель дополняет ответ учащихся
На экране изображение инструментов данной группы : флейта, кларнет, фагот, гобой. (Слайд № 13)
М. р: Прослушайте звучание данной группы инструментов с названием «деревянно-духовые»
М. р: Следующий слайд с группой «Медно – духовых» инструментов»
Смотрим, слушаем.
(Слайд № 14)
(Слайд №15)
Звучит музыкальный фрагмент группы струнно-смычковых музыкальных инструментов
М. р: Внимательно вслушайтесь в эти слова: струнно-смычковые инструменты
Почему так называется эта группа?
Ответ.
М. р: Звук на этих инструментах воспроизводится с помощью смычка. Что из себя представляет смычок?
Ответ.
М. р: Смычок – это длинная упругая трость с натянутым пучком конского волоса.
На каких инструментах играют с помощью смычка?
Ответ.
Рассмотрим следующую группу – струнно-щипковые музыкальные инструменты. (Слайд №16)
Ребята, почему данная группа так называется?
Ответ.
М. р: Звук извлекают щипком. А на каких инструментах играют таким способом?
Ответ.
Следующий этап урока. (Слайд№17)
Анализ музыкального произведения
М. р: Ребята, мы сейчас прослушаем звучание группы струнно-щипковых инструментов и проанализируем его. Мы послушаем с вами произведение великого русского композитора, которого мы уже знаем. Есть предположения? (ответы детей)
М. р: Верно, Петр Ильич Чайковский. Мы послушаем фрагмент из балета «Лебединое озеро» «Русский танец» Выразите мне свои эмоции от прослушанной музыки через цвет. Раскрасьте карточку №2, соответствующим настроению произведения цветом. Т. е. каким цветом вы будите раскрашивать музыку радостную, светлую?
Д: цвета яркие, красивые.
М. р: А музыку мрачную, злую?
Д:, Цвет - темный, мрачный.
Выполняем задание. Время выполнения – звучание музыкального фрагмента. Музыка заканчивается, вы заканчиваете раскрашивать.
М. р Теперь поднимите свои рисунки, я посмотрю, верно ли вы выбрали цвет настроения, прослушанного произведения. (Проверяю). Молодцы!
М. р: Итак, а теперь давайте закрепим изученный материал. Поиграем с вами.
М. р. ; объясняю задание: на на карточке изображены музыкальные инструменты. Вам нужно соеденить музыкальный инструмент черточкой с группой инструментов в которую они входят. (Пример на слайде № 18) Время на выполнение задания 2 минуты.
М. р: Теперь поменяйтесь карточками с соседом, проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценку.
1 ошибка (без примера) – 4
2 ошибки – 3
3 ошибки – 2
Следующий этап урока.
Разучивание и игра на ударных инструментах.
М. р: Сейчас мы с вами разучим 1 куплет русской народной песни «Во поле береза стояла». (Разучиваем методом «Эхо»- фразу поет учитель, затем дети повторяют)
Теперь мы с вами прохлопаем сильную долю такта мелодии. (Выполняют, а теперь мы разделимся на группы музыкальных инструментов и по мере возникновения этих инструментов на слайде будут играть соответствующие инструменты. (Играют)
(если время остается, меняются инструментами и играют заново)
М. р: Спасибо, молодцы! Садимся на свои места.
О каждой группе музыкальных инструментов мы подробно поговорим на наших следующих занятиях.
Итак, что нового, интересного для себя вы узнали сегодня?
Дети делятся своими впечатлениями.
М. р: Ребята, где мы можем услышать музыкальные инструменты, о которых мы говорили сегодня?
Ответ …
М. р: Подведем итог: на занятии мы познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, истории возникновения, прослушали звучание каждой группы инструментов.
Наш мир не будет таким полным и насыщенным, если гамму различных звуков исключить из нашей жизни.
инструментов, в классе мы устроим выставку ваших рисунков.
М. р. ; благодарю всех за урок!
Все работали хорошо, дружно, вы молодцы. Мне занятие понравилось. А вам?
Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, с каким настроением вы уходите домой.
Для этого заранее заготовлены два изображения на доске:
И по количеству ребят раздаются карточки с изображением скрипичного ключа. Если детям занятие понравилось, то крепят скрипичный ключ на изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор. По количеству скрипичных ключей на каждом изображении минора и мажора можно судить о качестве занят