Валентина Ступина
НОД духовно-нравственному воспитанию «Березонька-красавица всей Россией славится»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Цель:
умение детей эмоционально выражать свое отношение к русской березке -
символу России и праздника Святой Троицы.
Задачи:
- способствовать формированию гармонически развитой личности;
- формировать представления детей об истории и традициях праздника; Троицы.
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- расширить знания детей о русском дереве – берёза;
- развивать у детей диалогическую речь;
- обогащать и активизировать словарный запас детей для передачи образа березы прилагательными и существительными (красавица, белоствольная, березонька, стройная, береста, чистовая береза);
- упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом;
- воспитывать у детей интерес к истории нашей Родины, благоговейное отношение к православным праздникам и традициям, взаимовыручку, интерес, коммуникабельность.
Предшествующая работа: Беседа о православном празднике Троица, и березке, чтение рассказов, стихов, разучивание песен, слушание колокольных звонов, рассматривание икон, знакомство с картиной Бориса Кустодиева «Троицын день», и иллюстрации о березе, рассматривание поделок из бересты, работа с раскрасками, сбор полевых цветов и заплетание венков для праздника. Рисование на тему: «Березонька-красавица», составление описательного рассказа о березке
Оборудование: ноутбук, иллюстрации и изображением березы, разноцветные ленточки, платочки, для угощения детей березовый сок, раскраски. Аудиозаписи: шум ветра, голос березки и ветра, народные песни «На горе – то калина», «Во поле березка стояла» автор Д. Кабалевский «То береза то рябина», Песня-хоровод «Березка». Береза, растущая на территории образовательного учреждения.
Ход:
Организационно-мотивационный этап:
Дети входят в группу.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в окна светит солнышко, приятно вдохнуть запах цветов.
Вос-ль: Дети, а вы что не будь, слышите? (Нет, ни чего не слышим).
Раздается песня ветерка
Дети: (Это ветерок, песню нам свою спел.)
Вос-ль: Да! Это ветерок к нам в гости прилетал, запахи, звуки утра нам отдал.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель предлагает детям вдохнуть запах утра для этого надо положить правую руку на грудь. И сделать короткий вдох носом, а выдохнуть ртом, а затем длинный вдох - выдохнуть ртом.
Вос-ль: Что вы почувствовали? (Свежий воздух, приятный запах….).
Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежит листок с изображением березы.
Вос-ль: Вы знаете, кто оставил этот рисунок? (Нет, не знаем).
Может это (имя ребенка) твой рисунок? (Нет).
Интересно, кто же его забыл.
Что же нам надо сделать? (Спросить у мамы, у прохожих… у
ветра).
Мне понравилось предложение …
Воспитатель предлагает детям спросить у ветра. Дети задают вопрос.
Дети: (Ветер, ветерок это ты нам оставил рисунок)
Ветер: (голововое сообщение) «Здравствуйте, друзья! Это я ветер, ветерок к вам прилетал, и листочек вам отдал. А листочек не простой, он волшебный и помошник вам большой».
Воспитатель предлагает детям взять листок и посмотреть на него. Вос-ль: Как вы думаете, какое дерево здесь изображено? (Береза).
Воспитатель обращает внимание детей на раздающийся голос березы.
(Голосовое сообщение) «Здравствуйте, мои милые девочки и мальчики. Я береза русская, подружка ваша. Приглашаю вас ко мне на День Рождения. Будем петь, и танцевать удовольствие и подарки от праздника получать. Жду.
Вос-ль: Оказывается, нас приглашает береза к себе в гости.
Вос-ль: Слышите, где-то уже поют песню о березе? (Слышим).
Воспитатель предлагает детям выйти на улицу и подойти к нашей любимой березке.
Вос-ль: Пока идем тоже споем песню для березки.
Основной этап:
Вос-ль: Вот мы и пришли. Посмотрите, какая она красивая.
Высокая.
Воспитатель предлагает детям показать высоту дерева.
Вос-ль: Что за белый сарафан у русской красавицы? (Белый сарафан - это ствол дерева, береза - единственное дерево, у которого он белый).
Вос-ль: Правильно, верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой.
А вы знаете, что делают из бересты? (Делают лукошки, кузовки,
шкатулки, красивые необычные картины).
Что можно сказать о кроне? (Крона у нее пышная, кудрявая)
Вос-ль: А есть ли у березки цветы? (Сережки у березки - это её цветы.)
Вос-ль: Да, действительно. В серёжках созревают семена, похожие на крошечные самолётики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно ростки превращаются в тонкоствольные молодые берёзки. Была одна березка, а выросла березовая роща. Берёза любит свет и простор, не боится морозов и живёт много – много лет.
Вос-ль: Как ласково ее можете назвать? (Березка, березонька, красавица, белоствольная, плакучая).
Какие березы можно назвать плакучими? (Березы, у которых веточки свисают вниз).
Если какому-то взгрустнется, он подойдет к березке, обнимет ее, постоит, то ему станет легче на душе.
Воспитатель предлагает детям обнять березку, чтобы у всех было хорошее настроение.
Вос-ль: Березка символ добра, любви и чистоты Мы не будем грустить, для берёзки песню споем да хоровод заведем.
Песня – хоровод «Березка»
Муз. Р. Рустамова, сл. А. Матлиной.
1. Мы вокруг берёзки
Хороводом стали,
Яркие платочки
Высоко подняли.
Припев:
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши!
2. Мы вокруг берёзки
Весело гуляли,
Весело гуляли,
Ножками шагали.
3. Мы с тобой, берёзка,
Поиграем в прятки.
Отгадай, берёзка,
Где же все ребятки?
4. А теперь, берёзка,
Нам пора проститься,
Нам пора проститься,
Низко поклониться.
Вос-ль: Наша родина – Россия. Символ нашей страны – березка. День Рождения березки отмечается в православный праздник Троица. Троица считается праздником земли, воды и леса. В этот день землю нельзя трогать, работать в саду и огороде. С давних времен люди призывали друг друга оберегать леса, реки и ручьи. Они считались символом чистоты, любви и добра. Это праздник Добра и Света.
Вос-ль: Троицыно утро,
Утренний канон,
В роще по березкам-
Белый перезвон!
На Троицу украшали улицы и дома зеленью, березовыми ветками, цветами. А саму березку украшали венками и лентами, загадывали желание, водили хороводы и пели песни. На Троицу пол в церкви устилали свежей травой, украшали цветами и приносили святить ветки березки.
На Троицын день собирали травы и цветы. Считалось, что эти травы приносят пользу и излечивают от различных болезней.
Вос-ль: А как вы считаете берёза - это лекарственное растение. (Да)
Целебными свойствами обладают её почки, которые собирают ранней весной, сок и даже листья. Из них готовят отвары, настои, делают примочки,
Вос-ль: Какую березу называют чистовой? (Из неё готовят для бани веники.)
Вос-ль: В старину листочки пробовали на язык, если он гладкий, то только из них делали веники. Веник заваривают горячей водой и дают настояться. Если попариться таким веничком, то вся болезнь из организма выйдет.
Родители парят вас в бане березовым веником? (Да, нет).
Вос-ль: В конце процедуры мытья волосы и тело споласкивают березовым настоем. Это делает кожу здоровой, а волосы шелковистыми.
Вос-ль: А кто знает закличку, которую с раннего утра пели все ребятишки в деревне в Троицу или в березкин день рождения.
Воспитатель предлагает детям прочитать закличку:
«Коси, коса, пока роса,
Роса долой, коса домой.
Роса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок»
Вос-ль: Почему ее пели ребята? (родители уходили косить траву)
Вос-ль: Да, действительно это так. Пели эту закличку, ребята потому, что начинался в деревне сенокос и с раннего утра уходили отцы и матери в луга траву косить. Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами, ягодами ходили, заготовки к долгой зиме делали. Русская поговорка гласит: «Делу - время, потехе – час»
Вос-ль: Вы готовы веселиться? (Готовы).
Воспитатель предлагает детям вместе с березкой, порадоваться лету красному, солнцу, цветам и поиграть в игру «Веночек»?
Водящий в кругу: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок»
Дети: «Не хотим, чтоб нас сорвали, и венки из них сплели. Мы хотим в лесу остаться, будут нами любоваться»
Вос-ль: Праздник Святой Троицы отмечали на природе, играли в народные игры.
У ворот солнцеворот,
Выходи играть, народ!
Воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру: «Золотые ворота»
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки, и тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
Вос-ль: Дети, что особенного бывает в день Рождения? (В День Рождения дарят подарки).
Вос-ль: А что мы можем подарить нашей красавице березке? (Мы можем подарить венки и букеты цветов, разноцветные ленточки, стихи).
(Дети читают стихи).
1.«Здравствуй, милая березка, видишь, я к тебе пришла,
Посмотри, водички вкусной в белой кружке принесла!
Хочешь, можешь в ней умыться, хочешь, можешь ей напиться!
Чтоб росла, ты, зеленела, всех стройней была и краше,
Никогда бы не старела, и была подружкой нашей»!
2. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками
Люблю березку русскую
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Под ветром дому клонится,
И гнется, но не ломится!
3.«Улыбнулись сонные березки,
растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
и горят серебряные росы».
Вос-ль: Молодцы, ребятки, хорошо стихи для березки читали.
Вос-ль: В старину на Руси березкам завязывали ленточки, плели венки из цветов.
Воспитатель предлагает детям взять по выбору понравившийся подарок и украсить березку.
Дети и педагоги украшают веточки березки.
Вос-ль: Дети, посмотрите, березка наклонила еще ниже веточки и что-то говорит. Давайте послушаем.
Береза : Милые мои ребятки, Спасибо, что вы пришли ко мне на праздник. Вы так много о празднике знаете. Водите хороводы, поете песни, играете. И я тоже приготовила вам подарок - березовый сок. Он вкусный и полезный. Пейте на здоровье и на память вам раскраски о празднике Святой Троицы.
Воспитатель предлагает детям поблагодарить березку.
Вос-ль: Нам пора возвращаться. А чтобы было веселее идти, предлагаю спеть песню о нашем родном крае.
Дети возвращаются в детский сад и пробуют березовый сок, подарок березки.
Рефлексивно-оценочный этап:
Вам понравилось в гостях у березки? (Понравилось).
Что запомнилось больше всего? (Хороводы, игры, вручать подарки для березки).
С кем поделитесь своими впечатлениями? (Расскажем родителям, бабушкам и дедушкам о нашем празднике)
Почему же березку называют символом России? (Березой в России украшают окна домов, ставят их за иконы, плетут венки)
В свободное время детям предлагается заняться художественным творчеством и воплотить свои впечатления от праздника. По желанию дети выбирают сделать аппликацию, пластилинографию, рисунки. По окончании проводится обсуждение работ и оформляется выставка «Березонька красавица всем ребятам нравится»
Используемая литература.
1.«Пусть всегда будет солнце» Детско-юношеский православный календарь 2018» Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017
2. «Пусть всегда будет солнце. Детско-юношеский православный календарь 2019» Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018
3.«Лесенка Чудесенка» Литературно-художественный православный календарь для детей и родителей» Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018г. 4. Библия для детей в изложении княгини М. А. Львовой. Издательство «Христианская литература» Нижний Новгород 2016
5.https://sekreti-domovodstva.ru/kogda-budet-pravoslavnaya-troica-v-rossii.html
6.https://stranakids.ru/den-svyatoj-troicy-pyatidesyatnica/2/