Надежда Москаева
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Весенние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Продолжать знакомить детей с традицией русского народа – посиделками, закрепить знание о празднике Масленица, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником. Учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях, связно и выразительно рассказывать текст.
Продолжать знакомить детей с видами устного народного творчества: пословицы и поговорки; воспитывать интерес к творчеству русского народа.
Продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству; воспитывать потребность в хороших добрых делах и поступках.
Темочки:
- Весенние посиделки. Сценарии фольклорных развлечений
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Оформление зала: Ширма «Горница» /икона, часы на стене, на столе самовар, лавки, сундук/.
Материал: хлеб с солью, шарф и деревянная ложка для игры; для подарков – блестки, клей.
Предварительная работа:
Разучивание поговорок, народных примет, загадок, частушек. Беседа о весенних праздниках : масленица, Вербное Воскресенье, Пасха, Красная горка.
Методические приметы.
Беседа с детьми о празднике Масленица, чтене частушек, загадывание загадок, поговорок, украшение сувениров «Роза», мордовская игра «В круги», итог занятия.
Словарная работа:
Рушники, скоровная пища.
Звучит народная музыка и воспитатель в русском народном костюме встречает детей.
Вос-ль: Здравствуйте, гости дорогие, желанные, длгожданные!
Дети: Здравствуйте, Хозяюшка!
Вос-ль: Издавно на Руси гостей встречали хлебом-солью. Низкий поклон Вам гости дорогие.
Подает гостям каравай.
Проходите, гости милые, в нашу горницу, во светлицу.
Дети проходят к столу, садятся на скамьи.
Вос-ль: Какое сейчас время года? (Весна)
Какие весенние праздники отмечались на Руси?
Дети: Масленница, Вербное Воскресение, Пасха, Красная горка.
Вос-ль: На Руси отмечался первый весенний праздник – Масленица. Давайте с вами вспомним по какому расписанному порядку проходил этот праздник?
Дети: Понедельник – встреча, пели песни, делали чучело Масленицы.
Вторник – заигрыши. В этот день играли.
Среда – лакомка. Лакомились блинами.
Четверг – широкая Масленица.
Пятница – тещины вечеринки. Ходили к родне и угощались блинами.
Суббота – заловкины посиделки.
Воскресенье – день «проводов зимы». Прощеное воскресение.
Вос-ль: А что еще об этом празднике вы знаете?
Дети: В воскресенье в храмах и церквях проходили службы. Люди просили прщения у Бога и друг у друга. Готовились к Великому посту. Нельзя было есть скоровную пищу.
Вос-ль: А какие весенние приметы, вы знаете?
Дети: - Рано затает – долго не растает.
- Если весна холодная – осень будет теплая.
- В реках весной мало воды – к жаркому лету.
- Весна грязная – август сухой.
- Из березы течет много сока – к дождливому лету.
- Вороны купаются ранней весной – к теплу.
- Одуванчик зацвел ранней весной – лето будет коротким.
- поздний расцвет рябины – к долгой осени.
Вос-ль: Чем занимались женщины?
Дети: С наступлением весны женщины принимались за уборку своего дома, вышивали яркие рушники, готовили наряды. И заканчивалось общим гуляньем «на посиделках». И до позднего вечера звенела балалайка, заливалась гармошка.
К светлице приходит группа мальчиков.
1-й мальчик: Дома ли хозяйка?
2-й мальчик: Можно ли войти?
1-я девочка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
1-й мальчик: Веселья вам да радости!
2-я девочка: Уже давно вас поджидаем, праздника не начинаем!
3-я девочка: У нас для каждого есть местечко и доброе словечко.
Девочка: А теперь для вас частушки.
Моя прялка не прядет,
Колесо не вертится,
Что-то милый не идет –
Он, наверно, сердится.
Не стой, милый на порожке –
Не больная тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!
Люблю Васеньку я летом,
Когда бегает с конфетой.
А Ванюшеньку зимой –
Садится к прялочке со мной.
Полотенце вышивал
Петухами, утками.
Я миленка поджидала
Часами и минутками.
Мальчик: А не загадать ли красным девицам загадки?
Девочка: Загадайте, добры молодцы, а потом и мы вам загадаем.
Девочки и мальчики загадывают загадки:
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
Крупно-дробно зачастило –
Всю землю напоило.
(Дождь)
Была белая да седая,
Пришла зеленая да молодая.
(Зима и весна)
На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег)
Вос-ль: Молодцы, хорошо загадки отгадываете. Давайте поиграем в мордовскую игру «В круги».
Дети садятся на лавку.
Мальчик: Начинаем соревнования: кто больше поговорок скажет.
Дети: Играть – не устать, не ушло бы дело!
Весело поется – весело прядется.
Куй железо, пока горячо.
Слово – серебро, молчание – золото.
Золотое слово – вовремя сказанное.
Смелость города берет.
Один в поле не воин.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Вос-ль: Поговорки вы хорошо знаете. Я вас приглашаю в свою мастерскую продолжить начатую с вами работу. Будем украшать наши цветы. На столах у вас блестки, клей. Приступайте к работе.
Дети самостоятельно работают.
Вос-ль: Вот, какие замечательные у вас получились цветы.
Итог занятия:
Ну, а теперь гости, дорогие, примите наши цветы.
Дети дарят подарки.