Ирина Пожидаева
НОД для детей с нарушением речи «Мы играем — Курский край изучаем»
▼ Скачать
НОД для детей с нарушением речи
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе.
Тема: «Мы играем, Курский край изучаем».
Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине.
Публикация «НОД для детей с нарушением речи „Мы играем — Курский край изучаем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
При составлении конспекта НОД были использованы здоровьесберегающие технологии, такие как динамическое упражнение, зрительная гимнастика, психологическая минутка, а так же музыкальное сопровождение, которое позволяет снижать утомляемость воспитанников, повышает интерес к материалу.
Алгоритмизированная форма организации НОД составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется в ответах воспитанников при описании родного края. Это достигается использованием символов — рисунков, обозначающих различные признаки, предметы природы,животных, предметы быта.
В конспекте НОД интегрируются такие образовательные области, как: «Социально -комуникативная», «Познание», «Художественно-эстетическая», «Физическая», «Речевая»
Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Образовательная:
— закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
— формировать умения правильно строить предложения.
— уточнить понятия край — страна;
Развивающая:
— развитие чувства ответственности и гордости за свою страну, родной край;
— развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина»
— развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
Воспитательная:
— воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Материал:
Демонстрационный: презентация «Наш край, д/и «Из прошлого в настоящее», набор карточек «Растения леса», карточки с изображением предметов для составления слова «Родина», макет автобуса, мольберт, письмо.
Раздаточный: ключ, рули велосипедные.
Словарная работа: Россия, Курская область, обитатели и растения леса, ученые, изба.
Технические средства: Музыкальный центр, телевизор.
Ход НОД:
В. Ребята посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся — Здравствуйте, дорогие гости!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, матушка Земля!
Здравствуй, Родина моя!
Здравствуйте мои друзья
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
— Ребята, мы с вами поздоровались, поприветствовали друг друга.
— Что это значит — здороваться? А, значит, что мы пожелали друг другу?
(Ответы воспитанников).
— Совершенно верно, мы пожелали здоровья, улыбок, радости, бодрости…
— Улыбнитесь друг другу! И подарите свои улыбки нашим гостям.
— Ребята, подойдите к мольберту. Посмотрите внимательно, здесь спряталось слово. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. ( Картинки: ракета, ослик, дождь, иголка, небо, апельсин)
(Воспитанники отгадывают слово «Родина»).
— Молодцы, ребята, собрали слово. Вы еще не умеете читать, поэтому прочитаю я. У на с получилось слово Родина. Какое большое и красивое слово — Родина!
Дети садятся на стулья
А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать.
В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее на планете Земля, жила-была одна мудрая матушка, наша большая Родина, звали ее Россия. Какое красивое слово! И у этой матушки России было много сыновей, городов русских. И в одном из этих городов родились и живем мы. Это наш город Курск, наша малая родина.
— И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашему Курскому краю.
— А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).
— Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами отправимся путешествовать?
Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед).
— Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.
(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).
Ритмическое упражнение «Велосипед» :
Ед — ед — ед —едет мой велосипед?
Да — да — да — быстрая езда.
Али — али — али — нажимаю на педали.
Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.
— Вот и приехали, и первая наша остановка — «Историческая». (слайд 1)
(дети садятся на стулья)
— Ребята, есть такая наука история и география. Ученые изучают наш край. (слайд 2) Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту — это Россия, вот она, какая большая наша страна (сдайд 3)
— Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).
— Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наша Курская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой. (Слайд 4)
— Ребята, а здесь лежит письмо, видно для нас. Это письмо от ученых историков. Давайте мы его прочитаем:(слайд 5)
«Здравствуйте, ребята! Мы знали, что вы посетите нашу остановку. А еще, мы знаем, что вы живете на очень древней Курской земле. Ребята, а вы знаете, как еще называется ваш край? И что вы знаете о вашем крае? Что означают слова Родина и малая родина?
Давайте, ребята попробуем ответить на вопросы ученых.
(воспитатель повторяет вопросы, дети отвечают)
-Ребята, что такое родина?
-Как называется наша родина?
-Ребята, а кто из вас назовет нашу малую родину? (Город Курск).
- Да, город Курск — это и есть наша малая родина.
-Как, называют жителей нашего города? (Куряне).
- Чем богат наш край?
— Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина — это большая страна, в которой мы живем, и называется она — Россия. А малая родина — это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.
Ребята как уже было сказано,что наш город Курск очень древний. Ему уже почти тысяча лет. И с течением времени все в нем менялось люди, вещи, предметы быта, жилища людей.
И наши ученые приготовили для вас интересную игру, что бы вы еще больше интересного узнали о своей малой родине -городе Курске.
Игра называется «Из прошлого в будущее» (дети подходят к мольберту)
-Ребята, посмотрите, перед вами изображение старой русской избы и изображение современного дома. А рядом лежат карточки с изображением предметов быта, мебели, которыми пользовались или пользуются люди. Вам нужно старинные предметы быта поместить в избу, а современные в наш сегодняшний дом. (дети играют)
-Молодцы ребята, справились с заданием.
Скажите, изменились вещи и предметы которыми пользовались люди с течением времени (ответы детей)
Дети садятся.
— Молодцы, ребята! Я думаю мы справились с заданиями наших ученых.
Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.
Педагог:
В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).
А пока мы будем идти, немножко разомнемся.
Динамическое упражнение «На прогулку в лес» :
Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.
(Шаг марша).
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, головушку подняв.
(Ходьба змейкой).
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.
(Прыжки с продвижением вперед).
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
(Ходьба на носках, руки — в стороны).
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! (маршировать).
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).
Лес красивый увидали и к нему все побежали.
(Бег по кругу).
Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.
Остановка «Лесная».(Слайд 6)
(дети сели на стулья)
— Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего Курского края! Это леса, степи, реки, которые населяют множество животных, рыб и птиц. Среди птиц самой знаменитой является маленькая серая птичка –Это курский соловей. (Демонстрация слайдов)
Трели, песни разлились среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пение, голосистый (соловей) слайд (прослушивание записи с пением соловья)
-Именно благодаря этой птичке наш край получил название «Соловьиный край»
— все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).
— Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).
(Природа в жизни человека играет важную роль : она дарует жизнь, здоровье, воду, воздух, землю, полезные ископаемые, пищу.
С древних времен люди строили свое жилище вблизи рек. (слайд) Это обеспечивало их водой, рыбой. Животные и растения нужны человеку в качестве продуктов питания, средств передвижения. В недрах земли кроются бесчисленные богатства, которые обеспечили человечество всем необходимым для жизни. (демонстрация слайдов)
— А теперь, ребята, представьте себе, что вы находитесь в лесу. (слайд)
— Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.
Упражнение на дыхание «Аромат леса».
( Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А — ах!»).
— Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, травою, цветами и т. д.).
— А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, жужжание насекомых и т. д.).
— Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, ворону, воробья,соловья и т. д.).(Слайд)
— Назовите, какие деревья растут в наших лесах? (Березы, осины, дубы, сосны, клены и т. д.).(слайд)
А каких животных можно встретить в наших лесах (Ежа, лису, волка, косулю, зайца, белку ит. д. (слайд)далее слайд «лес»
Ой ребята, к нам кто-то идет
(Появляется лесовичок).
Лесовичок:
Здравствуйте ребята, Я Лесовичок
— Кто это в моем лесу разговаривает?
— Да, я гляжу никак ребятушки ко мне в гости пришли. Слышал, слышал, все — то вы знаете, все-то вы умеете. А вот мои загадки попробуйте отгадать! И тогда узнаете кто живет в моем лесу.
Игра называется : «Обитатели Курского леса».
Подходите к столу по одному, каждому нужно отгадать по 2 загадки и найти изображение отгадку.
Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением животных. Отгадывают загадки и находят нужное изображение.
Лесовичок: Ну, молодцы ребята, здорово вы знаете обитателей курского леса! Всех отгадали!
— А еще, ребятки, я хочу поиграть с вами в очень интересную и полезную игру, чтобы ваши глазки всегда были здоровыми. Повторяйте слова и движения за мной.
Гимнастика для глаз:
Белка дятла поджидала, (резко перемещать взгляд вправо-влево).
Гостя вкусно угощала: — ну-ка, дятел, посмотри —
(Перемещать взгляд вверх-вниз).
Вот орехи: раз, два, три! — Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами,
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами).
Лесовичок:
Ребята, мне так нравится с вами играть! Давайте еще поиграем.
В моем лесу растет много деревьев,кустарников и цветов. Но я постоянно забываю,что как называется. Поможете мне разобраться?
Восп. Дети поможем лесовичку? (Да)
Лесовичок: Как здорово!
У меня есть много карточек с изображением растений леса, помогите мне их разделить на деревья, кусты и цветы.
Деревья кладем в зеленый обруч, в синий кустарники, в красный цветы.
(Дети выполняют задание под музыку)
После окончания игры воспитатель подводит итог.
Восп. : ребята,давйте раскажем лесовичку,какие растения лежат в обручах (ответы детей)
Лесовичок: спасибо вам ребята,помогли мне разобраться, теперь я точно не запутаюсь.
—А, еще, есть у меня очень интересное стихотворение для вас, послушайте:
Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето.
Мы не будем собирать из н их больших букетов.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если я, и ты, и мы, если все сорвут цветы,
То не будет красоты и не будет доброты.
Педагог:
Ну, ребята, теперь мы должны жить в дружбе с природой. Ведь природа это тоже часть нашей родины г. Курска
Лесовичок: Ребята, вы мне так понравились! Вы так много знаете о своем крае, что я захотел сделать вам подарок — вот этот автобус, на котором вы вернетесь в детский сад.
(Лесовичок передает ключи педагогу, прощается).
Педагог:
— Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитанники уезжают на «автобусе», проговаривая ритмично слова:
Рано утром спозаранку он выходит на маршрут,
И его на остановке с нетерпением все ждут.
Маму с папой на работу отвезет за пять минут.
Этот транспорт очень важный, все автобусом зовут.
Быстро наш автобус мчится и плохого не случится.
(С. Иванов).
(Лесовичок — машет им рукой и уходит).
— Подойдите все ко мне. — Ребята, путешествие наше подошло к концу и хочется сказать, что богат наш курский край и колосистыми хлебами, и обширными, богатыми лесами, степями и быстрыми реками. Но, главное богатство земли Курской — это люди, которые своими руками строят, выращивают хлеб, берегут и охраняют красоту родного края.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).
Правильно ребята о своей родине
А что такое родина?
А что такое малая родина?
А как называется наш город, наша малая родина?
На каких станциях мы побывли?
Кого мы там встретили?
Что вам понравилось в нашем путешествии?
Какие трудности у вас возникли?
— Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания.
Давайте попрощаемся с нашими гостями (Дети и педагог уходят)