Лучший педагог года

НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме «Перелётные птицы» (2 фото)

Татьяна Никитина
НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста

по теме : «Перелётные птицы».

Программное содержание.

Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Задачи:

Публикация «НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме „Перелётные птицы“» размещена в разделах

Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура). Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы. Материал: звуковая фонограмма «Голоса природы»; картинки с изображением перелётных птиц : скворца, грача, ласточки, жаворонка, чижа, стрижа, горихвостки, утки, лебедя, соловья; шапочки птиц – перелётных и зимующих;

Предварительная работа: Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Части занятия и методические приемы.

I. Вводная часть - 3 минуты.

а) загадывание загадки о весне;

б) прослушивание музыкальной записи «Голоса природы»;

II. Основная часть - 20 минут.

а) рассказ детей, что услышали из записи «Голоса природы» ;

б) закличка: «Весна – Красна»;

в) называние детьми птиц, которые прилетают весной;

г) короткие сравнительные рассказы – описания на сравнения птиц по внешним признакам;

д) дидактическая игра «Назови птиц ласково»;

е) строение птиц : дети называют общее строение для всех птиц;

ж) упражнение: «Скажи одним словом»;

з) рассказ воспитателя, как птицы находят дорогу на юг и обратно;

и) дидактическая игра «Четвёртый лишний»;

к) пальчиковая игра: «Птички»;

л) игра: «Зимующие и перелётные птицы»;

м) упражнение: «Продолжи предложение, найди причину»;

III. Заключительная часть - 2 минуты.

а) ответы детей на обобщающие вопросы воспитателя;

б) анализ занятия (о том какие знания показали дети).

Организация детей на непосредственно образовательной деятельности:

I. Вводная часть – стоят вокруг воспитателя: загадывание загадки; прослушивание записи садятся на ковёр;

II. Основная часть – сидя на ковре: рассказ детей, что услышали из записи «Голоса природы»; стоя: закличка: «Весна – Красна»; садятся на стульчики: называние детьми птиц, которые прилетают весной; короткие сравнительные рассказы – описания на сравнения птиц по внешним признакам; стоя в кругу: дидактическая игра «Назови птиц ласково»; на стульчиках: строение птиц; упражнение: «Скажи одним словом»; рассказ воспитателя, как птицы находят дорогу на юг и обратно; дидактическая игра «Четвёртый лишний»; пальчиковая игра: «Птички»; на ковре: подвижная игра «Зимующие и перелётные птицы»; стоя в кругу: упражнение: «Продолжи предложение, найди причину»;

III. Заключительная часть – сидя на стульчиках.

Проведение НОД:

I. Вводная часть.

Дети становятся вокруг воспитателя. Воспитатель:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь, с еловой, встал с постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает…. (весна)

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Опустилось на землю тихое: Ау! На неведомом суку вздрогнуло: Ку-ку! Застучало по стволам: Тук-тук! Лес встаё т навстречу нам: Кто там? Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса. Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы», потом рассказывают, что они услышали.

II. Основная часть.

Воспитатель: Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).

- Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? 22 марта – это день, когда начинают прилетать жаворонки. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали: Жаворонки, прилетите,

Студёную зиму унесите,

Тёплую весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну – Красну. Предлагаю вам тоже позвать весну.

А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.) По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки на доске.

- Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

- Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички. У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные. Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.

Игра «Назови птиц ласково».

- Назовите птиц ласково.

Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка (вылетает)

Соловей – соловушка (улетает)

Кукушка – кукушечка (прилетает)

Журавль – журавушка (подлетает)

Грач – грачик (залетает)

Строение птиц.

- Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? (У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Воспитатель: — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дети выделяют птицу, которая «заблудилась».

Пальчиковая игра «Птички» :

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Воспитатель: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Игра «Зимующие и перелётные птицы».

Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами: Птички летают, Зерна собирают. Маленькие птички, Птички – невелички. После этих слов музыка заканчивается и перелётные птицы должны собраться около Солнышка, а зимующие около снежинки.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину».

- Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

-Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

- Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

- Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

- Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

- Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу).

Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

- А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

- Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- О каких новых перелетных птицах вы узнали?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме «Перелётные птицы»
Фото «Перелётные птицы»
Публикации по теме:

Конкурс стихов для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе «Зимушка-зима»Конкурс стихов для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе «Зимушка-зима» Цель: ознакомление детей с народными праздниками, русской культурой, обычаями и традициями, особенностями русского фольклора (песни, частушки,.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме «Зимующие птицы» Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах.

Конспект физкультурного занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Задачи: • Упражнять детей в ходьбе разного вида, в прыжках, в ползании на четвереньках в прямом направлении, лёжа на животе в перёд и назад.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей раннего дошкольного возраста по теме «Птицы» Конспект НОД по познавательному развитию для детей раннего дошкольного возраста Тема: «Птицы» Программное содержание: - Продолжать знакомить.

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелётные птицы»Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелётные птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Перелетные птицы».

Конспект образовательной ситуации «Космос» для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Областной конкурс «Педагог года в дошкольном образовании – 2019» Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме «Перелётные птицы» Цель. Закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах. (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт) Задачи:.

Презентация «Звери и птицы весной» для детей старшего дошкольного возраста Презентация для детей старшего дошкольного возраста Звери и птицы весной" "Весна" Весна пришла по снежному, По влажному ковру, Рассыпала.

Презентация «Звери и птицы весной» для детей старшего дошкольного возраста Презентация для детей старшего дошкольного возраста Звери и птицы весной" "Весна" Весна пришла по снежному, По влажному ковру, Рассыпала.

Проект во второй младшей группы «Перелётные птицы» Проект во второй младшей группе «Перелётные птицы» Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: групповой. Срок реализации: с 9.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме «Перелётные птицы»
Опубликовано: 7 июня 2019 в 07:13
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме «Перелётные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД