Наталья Якунина
НОД для детей 5–6 лет «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Уточнить и расширить знания детей о непростой жизни зимующих птицах;
Дать детям представления о птицах их внешнем виде, среде обитания;
Учить делить на перелетных и зимующих, в зависимости от их корма и среды обитания. Развивать диалогическую речь.
Привлечь детей к рассматриванию внешнего вида птиц с помощью средств ИКТ
Активизировать и обогащать словарь детей по теме птицы;
Публикация «НОД для детей 5–6 лет „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам;
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Предварительная работа:
Беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, чтение литературной сказки В. Бианки «Сова», пересказ сказки «Соловей и Вороненок» Э. Шима, дидактические игры «Кто как поет?», «Кто где живет?», «Найди домик», составление описательных рассказов «Птичка-синичка», «Красногрудый снегирь», «Красавица сорока», коллективная аппликация «Птицы на ветках», рисование «Птицы синие и красные»
Методы и приемы:
Наглядный, игровой, практический, словесный.
Оборудование и материалы:
музыкальный центр, запись пения птиц на СD-диске, мольберт, магнитная доска, слайды птиц, столы и стулья по количеству детей.
Ход НОД
Воспитатель:- Ребята, отгадайте загадку:
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (кормушка)
Посмотрите вокруг себя и скажите, что изменилось в нашей группе? Может кто-то из вас заметил что-то необычное или непривычное?
Дети расходятся по группе и все внимательно рассматривают. Один ребенок находит конверт.
Воспитатель:
- Вот ребята посмотрите, кто-то забыл свой конверт. Давайте посмотрим, что на нем написано и узнаем, для кого он предназначен.
- Ребята, этот конверт для нас, а как вы думаете, что в нем? Воспитатель достает мнемотаблицу с изображением птицы (сороки).
Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно ребята, письмо, и если на конверте наш адрес, то мы смело можем его прочитать и узнать, что за птица нам его принесла (на мнемотаблице изображен большой хвост сороки) .Верно это сорока,что она просит унас?
Воспитатель открывает конверт и вынимает еще текст стихотворения. – Воспитатель:
-Ребята, а это не письмо, а стихотворение. Вы хотите его послушать?
Ответы детей.
Стихотворение называется «Письма», автор А. Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель:
-Так кто же написал письмо? (Птицы.)
Воспитатель:
- А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
Воспитатель:
Это и есть письмо, которое можно прочитать.
- О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель:.
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
-Какой месяц?
-Какой сегодня день недели? (Ответы детей)
- Так что мы с вами можем сделать для птиц зимой, в январе, когда очень морозно, холодно и голодно птицам? Почему птиц так мало?
Воспитатель: Кого мы можем встретить около кормушки?
-Ребята, давайте вспомним, какие птицы остаются в наших краях зимовать.
- Как называются эти птицы? (зимующие).
Воспитатель: Скажите, каких птиц вы еще знаете?; куда они подевались?; почему их не видно и слышно зимой.
Ответы детей. Воспитатель уточняет, конкретизирует знания детей о перелетных птицах, говоря,о том, что птицы могут приспосабливаться только в теплых климатических условиях.
О зимующих птицах мы с вами читали стихи, наблюдали за ними.
- Давайте вспомним, что мы знаем о зимующих птицах?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы посмотрим на них, вспомним, как их называют? - показ слайдов «Птицы нашего края» вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель: Встречайте гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря. (слайд)
Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт. (Запись на СD-диске)
Воспитатель рассказывает о красногрудом снегире, об особенностях назначения клюва- доставать им семена из коры деревьев. Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
Картинка с изображением голубя появляется на слайде.
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель. Как голубь воркует? (Гру-гру)
Воспитатель. Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
(Сорока)
Картинка с изображением сороки.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись на СD-диске)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись на СD-диске)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель: О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
Картинка с изображением дятла.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись на СD-диске)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Воспитатель:
Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Картинка с изображением синицы.
Воспитатель: Послушайте, как синичка поёт. (Запись на СD-диске)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают
Воспитатель: Посмотрим что это за птица?
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Картинка с изображением клёста.
Воспитатель: О ком сейчас речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Воспитатель:
-Какую пользу приносят совы? (Ответы детей)
Воспитатель: Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Воспитатель:
-Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась,как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки- на плетень,
Тири - тири,
Тень-тень- тень.
Воспитатель предлагает детям провести Д / игру на внимание: «Какой птички не стало?»
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель:Птицы нам приносят пользу?. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать самодельную кормушку и подкармливать птиц)
Дети помогают воспитателю из пустой коробки помочь ей сделать кормушку
(проделывают дырочки дыроколом, вставляют веревочки ит. д.)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель подводит итог:
- Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей).
- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)