Зырянова Ольга Геннадьевна
Конспект НОД по экспериментальному исследованию «Магнит творит чудеса»
Цель: Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах; учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества; развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. Заинтересовать детей практической деятельностью.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о свойствах магнита
Публикация «Конспект НОД по экспериментальному исследованию „Магнит творит чудеса“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки в процессе….
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальное развитие, коммуникативное развитие, безопасность.
Оборудование и материалы: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, тарелочка с солью, магнитики на память.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,сегодня у нас не просто занятие. Сегодня мы с вами узнаем, что такое магнит и проведем исследовательские опыты с магнитом.
- а что такое магнит? Да, это предмет, который может притягивать к себе другие предметы. Он может иметь разную форму, бывают большие магниты и маленькие. Он хранит в себе много секретов.
Воспитатель: Ну что ж мои маленькие исследователи, сегодня нам предстоит открыть удивительные свойства магнита, сделать это мы сможем с помощью экспериментов с ним.
Итак, все ли может притянуть магнит?
ОПЫТ № 1 - У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из различных материалов (бумаги, пластмассы, дерева, металла и стекла). При помощи магнита разделите все предметы на две группы: в красной тарелочке у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а в синей - предметы, которые не притягиваются магнитом.
– Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (Из металла)
– Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы, бумаги и т. д.)
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство называется магнитной силой.
ОПЫТ №2 «Магнитные полюса».
Воспитатель: Сейчас мы будем работать в парах. У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свои магниты, притянуть их друг к другу. Получается? А что происходит? Поверните магниты другой стороной.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит мои друзья из-за того, что у магнита есть два разных полюса. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё у нас есть «южный» и «северный» полюса.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель: просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, какую форму имеет наша планета?
Дети: Круглую.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель:Земля с большой силой притягивает к себе все предметы, находящиесяна её поверхности. Как магнит — железо. Все мы хорошо знаем, как опасно упасть с крыши дома или с высокого дерева. Земля притягивает нас к себе с такой большой силой, что, падая на неё даже с небольшой высоты, можно расшибиться. Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё.
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети: Разные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые отталкиваются.
Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты притягиваются друг к другу. А если мы их соединяем одинаковыми полюсами, то они отталкиваются.
Вывод: У магнитов есть два полюса. Одинаковые полюса отталкиваются друг от друга, а разные притягиваются.
ОПЫТ № 3. «Не замочи рук»
На столе есть стакан с водой. Давайте бросим в воду скрепку. Дети, как вы думаете, можно ли достать скрепку не замочив рук и не выливая воду из стакана?
Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим. (Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит.)
Воспитатель: Что же двигало скрепку?
- Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Дети: Магнитные силы проходят через стекло.
Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?
Дети: Не помешала.
Воспитатель: тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?
Дети: Магнитные силы проходят через воду.
Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через стекло и в воде не исчезает.
Воспитатель: Дети, вот и заканчивается наша с вами исследовательская работа. Расскажите, пожалуйста, какие эксперименты с магнитом вам сегодня запомнились, и больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Воспитатель: С помощью опытов мы многое узнали про магнит.
Итог занятия:
1. Магнит притягивает железо.
2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.
3. Магнит действует сквозь бумагу, дерево, пластмасс.
4. Магнит действует сквозь воду и стекло.
Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью, любознательностью. Чтобы наша встреча вам запомнилась, я хочу подарить вам маленькие детские магнитики, с которыми вы можете показать опыты своим друзьям или родителям.