Анненкова Ольга Константиновна
НОД «День народного единства. Чеченская Республика»
▼ Скачать + Заказать документы
День народного единства. Чеченская Республика
«День народного единства. Чеченская Республика».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».
Задачи:
Формировать представления детей о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна.
Разъяснить понятие слова «интервент».
Публикация «НОД „День народного единства, Чеченская Республика“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Рассказать детям о Чеченской Республике, ее традициях и обычаях; познакомить с культурой чеченского народа.
Воспитывать уважение (толерантность) к людям разных национальностей и их обычаям.
Познакомить с произведениями русского поэта Н. Майданик «День народного единства» и чеченского поэта Шайхи Арсанукаева «У гор есть свои законы».
Продолжать формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану);
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, договариваться между собой, помогать друг другу; слышать собеседника, не перебивать без надобности, спокойно отстаивать свое мнение; организованность, дисциплинированность; умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения.
Материал:
Ватман А2.
Заготовки для изготовления плаката «Чеченская Республика»: вырезанные буквы, герб, флаг, фото, таблички с описанием.
Карта России.
Стихотворение Н. Майданик «День народного единства».
Видео народного чеченского танца «Лезгинка».
Экран для просмотра видео.
Стихотворение Шайхи Арсанукаева «У гор есть свои законы».
Музыка к народному чеченскому танцу «Лезгинка».
Стихотворение «В единстве сила России»
Бейдж на шнурке (пропуск в «Умную мастерскую»).
Методы и приемы:
Беседа.
Объяснение.
Показ.
Физкультминутка.
Музыкальное сопровождение.
Продуктивная деятельность.
Ход НОД
Дети сидят полукругом на стульчиках
Воспитатель:
Ребята, мы снова отправляемся в нашу умную мастерскую.
Но в этой мастерской есть одно правило, которое вы должны выполнять: с места не выкрикивать, а отвечать, подняв руку.
Сегодня мы с вами будем разговаривать, но сначала послушайте.
Воспитатель читает стихотворение Н. Майданик
«День народного единства».
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Воспитатель:
Ребята, ежегодно 04 ноября наша страна отмечает День народного единства.
Ребята, а как вы думаете, что такое день народного единства?
Подумайте.
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Правильно, ребята!
Это единство всех народов/национальностей, проживающих на территории России.
Это российский государственный праздник, отмечаемый с 04 ноября с 2005 года.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов (люди, вторгающиеся на чужую суверенную территорию).
Воспитатель:
Ребята, вы знаете что наша с вами родина, Россия, это огромная страна.
А, как можно сказать по-другому, если на территории России (или в России) проживает огромное количество разных национальностей/народов?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна.
По данным на 2018 год в России проживает более 200 национальностей.
На первом месте - русские (самая большая национальность – 80%).
Но втором месте – татары.
За татарами идут украинцы, башкиры, чеченцы.
Сегодня, ребята, мы поговорим о чеченском народе, о Чеченской Республике.
Ребята, а сейчас предлагаю вам послушать народную чеченскую музыку/танец «Лезгинка» и определить характер данного музыкального произведения.
Ребята, вы можете подвигаться под эту музыку, чтобы лучше понять характер чеченского народа.
Звучит музыка к народному чеченскому танцу «Лезгинка».
Воспитатель:
Ребята, какая по характеру музыка?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Правильно, ребята!
Это музыкальное произведение энергичное, бодрое, веселое.
Характер чеченского народа очень хорошо описан в стихотворении Шайхи Арсанукаева «У гор есть свои законы».
Воспитатель читает стихотворение Шайхи Арсанукаева
«У гор есть свои законы»
У гор свои законы есть
Здесь трус – опаснее врага.
Всегда почетна старость здесь
И мать – хозяйка очага.
У гор свои законы есть –
Законы честной высоты.
В моих горах вершин не счесть
Не заносись над ними ты.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: отвечают.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
У чеченского народа есть свои обычаи традиции, о которых мы поговорим позже, а сейчас предлагаю Вам посмотреть видео с народным чеченским танцем «Лезгинка».
Ребята, вы увидите, как отличаются друг от друга русский народный танец и чеченский народный танец.
Просмотр видео народного чеченского танца «Лезгинка».
Воспитатель:
Ребята, вот такой народный танец у чеченского народа.
Засиделись?
Предлагаю вам немного размяться и сделать физкультминутку про друзей.
Физкультминутка про друзей
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья
За работу нам пора!
Воспитатель:
Ребята, а сейчас предлагаю вам пройти к нашему рабочему столу, и мы с вами поговорим и сделаем плакат «Чеченская Республика».
На рабочем столе лежат заготовки для создания плаката: ватман белого цвета с надписью: «Чеченская Республика», герб, флаг, фото, таблички с описанием.
Воспитатель:
Ребята, сейчас мы все вместе будем делать плакат разговаривать о чеченском народе, но сначала, давайте на карте найдем Чеченскую Республику.
Чеченская Республика располагается в восточной части Северного Кавказа (Северо-Восточный Кавказ).
Площадь — 15 647 км2, с севера на юг простирается приблизительно на 170 км, с запада на восток — приблизительно на 100 км.
Ребята, а как вы думаете, что общего между Россией и Чеченской Республикой?
Что есть у каждой страны?
Отгадайте.
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.
(Гимн)
Раньше звали его стягом,
С ним идут парадным шагом,
Назовёт солдат любой
Символ славы боевой.
(Флаг)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У страны он особый,
Ты назвать его попробуй.
(Герб)
Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы.
Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.
Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру.
Традиции и обычаи чеченского народа
Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями.
Правила гостеприимства:
Чеченцы всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет – он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях.
Если гостю понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.
При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.
Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.
Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.
Мужчина и женщина:
Мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.
Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают.
Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.
Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.
Семья:
Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.
При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.
Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.
Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.
Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Наш плакат готов.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Какой праздник Россия отмечает ежегодно 04 ноября?
Кто такие интервенты?
Россия какая страна?
С какими поэтами мы сегодня познакомились?
Где находится Чеченская Республика?
Кто считается древнейшим народом мира?
Что имеет любой народ?
Какие основные символы государства вы знаете?
Как называется народный чеченский танец?
Воспитатель:
Ребята, а закончить наше посещение умной мастерской хочется следующими строками:
«В единстве сила России»
Еврей и чеченец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
Прошу сдать ваши пропуска (воспитатель называет имя ребенка, который будет собирать пропуска).
Жду вас в следующий раз в нашей с вами умной мастерской.
Всего доброго!