Татьяна Глущенко
Нетрадиционные технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ - это те дети, которые имеют различные отклонения психического или физического плана. Эти отклонения обусловливают нарушения общего развития, и не позволяют детям вести полноценную жизнь.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Начиная свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, возникает проблема организации учебного процесса, а также выбора технологий, форм и методов работы с ними.
Темочки:
На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные технологии, методы и приемы воздействия.
Нетрадиционные технологии в коррекционной работе
Кинезиология
Кинезиология или «Гимнастика для мозга» - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Основная идея ее построения - это активизация деятельности двух полушарий головного мозга.
Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.
Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций.
Цель кинезилогии: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
• Синхронизация работы полушарий и отделов коры головного мозга.
• Развитие общей и мелкой моторики.
• Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
• Развитие речи.
• Формирование произвольности высших психических процессов.
• Снятие эмоциональной напряженности.
• Создание положительного эмоционального настроя.
В комплексы кинезиологических упражнений включают:
1. Растяжки. Они нормализуют тонус мышц.
2. Дыхательные упражнения.
Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
4. Телесные упражнения.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
6. Массаж
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
• занятия проводятся ежедневно перед или во время занятия, на утренней зарядке, в совместной деятельности, после прогулки, после сна, во второй половине дня;
• Каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд. Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать три или более раз для другой стороны
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Су –Джок терапия
Су- Джок терапия – это ультрасовременное направление акупунктуры, метод стимуляция высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах ног.
Приёмы Су-Джок терапии
1) Массаж специальным шариком.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком, которым можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони, прокатывая его. В результате у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям. Вследствие этого улучшаются мелкая моторика и чувствительность конечностей.
2)Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним
С помощью шариков- «ежиков» с колечками - дети массируют пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук. Все это способствует развитию речи. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал.
Упражнения с использованием Су-Джок:
• обогащают знания ребенка о собственном теле
• развивают тактильную чувствительность
• мелкую моторику пальцев рук
• опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга
• так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка
Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время игр.
Пескотерапия
Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи пескотерапии:
- релаксация, снятие мышечной напряженности;
- развитие зрительно – пространственной ориентировки;
- концентрация внимания, памяти;
- развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
- стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
- развитие рефлексии (самоанализа) ребенка;
- развитие творческих (креативные) способностей;
- формирование позитивной коммуникации и социальной активности.
Преимущества песочной терапии в коррекционно-развивающей работе специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ:
Частичный перенос коррекционно-развивающих занятий в песочницу, дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
• во первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
• во вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта»
• в третьих, в играх с песком более гармонично и интересно развиваются все высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и моторика.
• в четвертых совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков.
При организации игр на песке необходимо учитывать следующие принципы работы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.
2. Реальное «проживание» и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
- развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
- формируют у ребенка представления об окружающем мире;
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
- помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания.
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
С очень высоким уровнем тревожности.
С неврозом навязчивых состояний.
С аллергией на пыль и мелкие частицы.
Легочные заболевания.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Эпилепсия или шизофрения.
Требования к песку для песочницы с детьми
- Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным.
- Его необходимо промыть, прокалить в духовке или
прокварцевать.
- Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца.
Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.
Крупотерапия
Крупотерапия - нетрадиционная форма работы с разными видами крупы, которая направлена на нормализацию нарушенных процессов жизнедеятельности организма.
Использование круп в игре с детьми дошкольного возраста с ОВЗ предполагает решение следующих задач:
• развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления, воображения.
• развитие мелкой моторики.
• развитие речи.
• развитие творческих способностей.
• укрепление физического здоровья.
Все игры с использованием крупотерапии можно условно разделить на три вида.
1. Обучающие игры. Направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, что способствует развитию его речи, обогащению словарного запаса, восприятию различного темпа речи.
2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
При работе с крупой можно использовать следующие игры (на слайде)
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения.
Основными целями сказкотерапии являются:
- снятие эмоционального напряжения;
- создание игровой доверительной атмосферы в группе;
- установление межличностных контактов между детьми;
- формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Принципы сказкотерапии:
• добровольность участия детей центральный момент сказкотерапии. Этому способствует ритуал «вхождение в сказку»;
• связь с реальностью: через сказки происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Человек имеет возможность восстановить утраченные силы, укрепить веру в добро, при этом уровень тревоги снижается и наступает ощущение спокойствия и удовлетворения;
• учет индивидуальных особенностей детей: от степени психологического комфорта участников зависит их активность, глубина эмоциональной включенности;
• внимание двигательной активности детей: усталость после
многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения;
• поощрение самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний.
Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто педагог предлагает ребенку сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.