Ирина Бортулева
Нетрадиционные техники рисования во всех возрастных группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования во всех возрастных группах детского сада.
Подготовила: воспитатель 1 категории - Бортулева И. Н.
«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир». Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, яркое - душой ребёнка. «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Творческий процесс – это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Существует множество приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы и ваши дети получат от таких занятий только удовольствие.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования во всех возрастных группах детского сада» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2015
«Разрисовка маленьких морских камешков» - они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. (лягушка, жучок)
«Кляксография» - рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.
«Рисование методом наката»- Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги
(ствол березки, дома).
«Расчесывание краски» - нанести с помощью кисти гуашевые пятна (можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.
«Ниткография» - возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем, их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист - получили интересный узор".
«Рисование с промокательной бумагой» – придать форму кусочку промокательной бумаги, окунуть в жидкую краску, затем прижать к бумаге, чтобы отпечатался рисунок. (город)
«Рисование губкой» –для увлажнения бумагм, для удаления краски, при создании фона, композиции (деревья, кусты)
«Раздувание краски» – на лист бумаги капнуть краску и с помощью трубки для коктейля раздуть ее., морские животные, смешные рожицы)
«Набрызг» – ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. (салют, звездное небо)
«Рисование мятой бумагой».- смять бумагу,обмакнуть в краску и путем примакивания наносить узоры. (рисуем пейзаж)
«Волшебные шарики»- В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку 2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.
«Рисуем мастихином» – (мастихин делаем из пластиковых карт, разрезаем поперек на полоски разной ширины.) на палитру выкладываем краски-гуашь небольшими порциями так как работаем без воды. Мастихином наносим грунт мазками на поверхность бумаги. (крона деревьев, елка, город)
«Печатка» - используем одноразовую пластиковую посуду для изображения цветов. Н/Р берем пласмасовую вилку наносим на нее краску, прикладываем к листу бумаги, получается отечаток.
ПРЕДСТАВЛЯЮ ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ «Березки-сестрицы-лесныецарицы» в старшей группе – использование смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.
В. - Отгадайте загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. Что это?
В. - Правильно, дерево.
Посмотрите внимательно вокруг какие деревья вы видете на нашем участке.
В. – ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «ЗЕЛЕНАЯ ДЫМКА» ИЗ ЦИКЛА ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ.
В. - Сегодня мы с вами будем рисовать дерево. А, что, бы узнать какое… нужно разгадать загадку.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (березки)
В. – Правильно. Это березка. (выставляю макет- березка) Давайте рассмотрим березку.
Чем же берёзка отличается от других деревьев? Белым стволом.
-А как растут ветки у берёзки? У одних берёзок ветки растут вверх, и такие берёзы называются кудрявыми, а у других - вниз, и они называются плакучими.
- Какие части у дерева? Какой ствол? Какие ветки? Ствол толстый, ветки - тонкие.
Какого цвета ствол у березы?
В. - А, листочки, какого цвета?
Значит, каких цветов нам понадобятся краски?
– подготовка фона при помощи воды, акварельных красок и бумажных салфеток.
- А для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? (Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом)
- Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо? (Синий, белый)
- А какие в нижней части листа – там, где земля? (Черный, коричневый, белый, зелёный)
В. – Рисуем ствол – РИСОВАНИЕ МЕТОДОМ НАКАТА. (наносим белую краску на валик кисточкой и несколько мазков черной краски. Затем рисуем ствол сверху вниз. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, используя прием «рука в руку», поощряет детей словами.
В. – Рисуем листики - НАНЕСЕНИЕ МАЗКОВ МАСТИХИНОМ.
-на палитру выкладываем мастику из разных цветов гуаши: темно-зеленый и светло зеленый, смешиваем сразу на мастихин, наносим грунт мазками на поверхность бумаги, мазки находят друг на друга (- в процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, используя прием «рука в руку».
В. - По окончанию рисования, рисунок устанавливаю на мольберт. Приглашаю детей, подойти и полюбоваться какие березки у нас получились.
В. - Спрашиваю детей, что мы рисовали? Каким цветом?
В. - И на прощание давайте заведем хоровод вокруг березки. (Хоровод «Березка», муз. Р. Рустамова, сл. А. Матхиной)
Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!