ольга романова
Нетрадиционные техники изодеятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».
Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.
Публикация «Нетрадиционные техники изодеятельности в ДОУ» размещена в разделах
Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Цель работы: формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изодеятельности.
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
К нетрадиционным техникам рисования относятся :
• тычок жесткой полусухой кистью,
• рисование пальчиками,
• рисование ладошкой,
• оттиск пробкой,
• оттиск печатками из картофеля,
• обрывание бумаги,
• скатывание бумаги,
• оттиск поролоном,
• оттиск пенопластом,
• оттиск печатками из ластика,
• оттиск смятой бумагой,
• восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
• печать по трафарету,
• монотипия предметная,
• «знакомая форма — новый образ»,
• черно-белый граттаж (грунтованный лист,
• кляксография обычная,
• кляксография с трубочкой,
• кляксография с ниточкой,
• набрызг,
• отпечатки листьев,
• тиснение,
• акварельные мелки,
• тычкование,
• цветной граттаж,
• монотипия пейзажная.
Использование нетрадиционных техник рисования
Новизна - приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество»
Главное – создание и систематическое обогащение художественно-эстетической развивающей среды.
Доступность – работа по программе И. А. Лыковой и разработка комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования по материалам вариативных, дополнительных, альтернативных для успешного развития детской личности.
Результативность – сформировать у детей интегративные качества:
- овладевший необходимыми умениями и навыками;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту;
- любознательный, активный.
Работая в детском саду, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Основная программа, по которой я работаю - это новая авторская программа И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.
В программе представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное. Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя. Ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Все занятия по программе И. А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных техник : например, рисование по мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, рисование щёткой или расческой, аранжировки из цветов и плодов (цветочные вазы и корзинки).