Светлана Литарская
Нетрадиционные способы рисования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по нетрадиционному рисованию
Актуальность мастер-класса:
1. На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
2. В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Цель:
Публикация «Нетрадиционные способы рисования в ДОУ» размещена в разделах
1. Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
2. Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
Задачи:
3. Познакомить педагогов с различными техниками рисования,
4. Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др. ,
5. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности,
6. Развивать творческие способности и экспериментирование, воспитывать чувство прекрасного.
Все дети любят рисовать, но часто отсутствие необходимых изобразительных умений у детей приводит к обыденности и невыразительности детских работ, т. к. не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования : кистью, карандашами, фломастерами, поэтому педагоги ищут необычные, нетрадиционные, новаторские методики для организации рукотворной деятельности, которые бы доставляли детям и взрослым удовольствие и творческую радость.
Существует много нетрадиционных методик обучения рисованию. Чем же они так привлекают детей. Известно, что ребенок хочет видеть итог своего труда как можно быстрее – сейчас и немедленно. В силу своей мобильности, нетерпимости и неумения делать что-то долго и кропотливо, ребенку интересно сразу получить готовый результат. Ткнул жесткой полусухой кисточкой в лист бумаги, и тотчас получилась звездочка или цветок. Провел пальчиком с краской по листку, и побежали по морю синие волны. Нечаянно уронил кляксу, и вдруг эта «неправильная» клякса превратилась в рыбку или в зайчика. Это очень интересно и необычно. А с помощью восковой свечки и красок можно творить настоящие чудеса. Еще большему полету фантазии и развитию воображения детей способствует рисование пальчиками и ладошками. Во что только не превращаются цветные ладошки: в бабочку и дерево, в лебедя и слоненка, в солнышко и ежика.
Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию и воображение, вызывают желание придумывать новые композиции. Каждый из существующих нетрадиционных способов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
В последние годы многие педагоги все чаще и чаще обращаются к нетрадиционным художественным техникам. В этих способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жесткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетривиальные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества. Ну а по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что, огорчает.
Педагоги нетрадиционных техник рисования подметили, что:
1. Овладение нетрадиционными способами рисования позволяют детям самостоятельно решать многие изобразительные задачи.
2. Развивает пространственное мышление.
3. Учит детей свободно выражать свой замысел.
4. Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
5. Учит детей работать с разнообразным материалом.
6. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
7. Развивает творческие способности.
8. Развивает уверенность в собственных силах.
9. Развивает навыки мелких движений пальцев, кисти рук.
10. Развивает чувство фактурности и объемности.
11. Способствует формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
12. Развивает воображение, полет фантазии.
13. Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение.
Заметим, что даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Или же предполагает нестандартное использование самых обычных материалов. Например, обычными красками, карандашами и фломастерами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Очень интересно рисовать на песке, глине, камне, дереве, бересте, стекле, фольге, пленке… Можно изобретать свои способы и техники «из того, что под рукой». А можно освоить новые материалы, специально разработанные для детского творчества. Карандаши – восковые и масляные, перламутровые и флуоресцентные. Краски – акриловые, витражные, темперные, перламутровые и даже пальчиковые…
Педагоги часто задают вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих учреждений?» Причин тому несколько. Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщен и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. Нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою Историю, хотя известны уже много лет.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
1. рисование пальчиками;
2. оттиск печатками из картофеля;
3. рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
1. тычок жесткой полусухой кистью.
2. печать поролоном;
3. печать пробками;
4. восковые мелки + акварель
5. свеча + акварель; 6. отпечатки листьев;
7. рисунки из ладошки;
8. рисование ватными палочками;
9. волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
1. рисование песком;
2. рисование мыльными пузырями;
3. рисование мятой бумагой;
4. кляксография с трубочкой ;
5. монотипия пейзажная ;
6. печать по трафарету ;
7. монотипия предметная ;
8. кляксография обычная;
9. пластилинография.