Дарья Бобылева
Нетрадиционные способы развития графомоторных навыков в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные способы развития графомоторных навыков с использованием средств визуальной поддержки в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.
Дети с ОВЗ имеют ряд специфических нарушений формирования и развития высших психических функций. В связи с этим возникает необходимость выбора форм и методов развития детей данной категории.
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ряд исследователей (В. К. Воробьевой, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина и др., отмечали, что наглядный материал дети усваивают лучше вербального.
Визуальные способы поддержки способствуют развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивают переход от конкретного к абстрактному.
Визуальная поддержка – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др, для улучшения восприятия и понимания информации.
Систематическое применение визуальных поддержек во время занятий с детьми увеличивает самостоятельность, активность, формирует положительное отношение к познавательной деятельности.
Визуальная поддержка дошкольников с ОВЗ помогает :
- лучше запоминать информации;
- четче выделять важную информацию;
- снижать тревогу и чувство неопределенности;
- понимать правила;
В процессе коррекционной работы важно научить детей последовательно действовать для того, чтобы достигнуть результата.
Так, когда дошкольники научились пользоваться визуальной поддержкой, в своей работе переходим к этапу развития графомоторных навыков, которые в данный период очень необходимы, т. к. наши воспитанники уже готовятся к школе.
Ещё один способ нетрадиционного развития графомоторных навыков с использованием контактных лент - вначале мы выкладываем дорожку, а уже потом ее рисуем.
Овладение графомоторным навыком представляет собой сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно пространственных операций, зрительно-моторных координаций и мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может негативно сказываться на дальнейшем усвоении орфографических навыков и самостоятельно- письменно-речевой деятельности в целом. Формирование графических навыков у дошкольников с ОВЗ со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития.
Низкий уровень познавательной активности, недостаточность моторных систем, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также, слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками таких детей.
Для всего вышеперечисленного мы начали использовать пособие: «волшебный кубик», который очень полюбился детям. Целью кубика является развитие графомоторных навыков.
Для этого, в своей работе я поставила следующие задачи:
- учить детей создавать узор;
- развивать внимание, память, мышление;
- воспитывать усидчивость и доводить начатое дело до конца;
На первом этапе знакомства с кубиком, дети учились выкладывать узор, выпавший на кубике, счетными палочками на столе. На втором этапе, мы рисовали этот узор на крупе. На третьем этапе переходили на лист бумаги и учились рисовать узор в тетради.
Таким образом можно сделать вывод, что у детей начали формироваться графомоторные навыки, которые закрепляли в работе с музыкальным руководителем Бобылевой Д. С.
На музыкальных занятиях в коррекционной работе музыкальный руководитель использует визуальные подсказки в различных видах деятельности ( например: во время пальчиковых игр, пения, слушания музыки и т. д.) Особое внимание было уделено слушанию музыки через графомоторику в микрогруппах.
На музыкальных занятиях вместе с учителем-дефектологом Светланой Ивановной, музыкальный руководитель использует различную крупу для развития сенсорного восприятия, а также волшебный кубик.
Задачи кубика на музыкальных занятиях:
- дети учатся слушать музыку до конца;
- развивается мелкая моторика, речь;
- развивается музыкальный слух, фантазия, воображения, сенсорное восприятие;
На первом занятии в микрогруппах во время слушания музыки, музыкальный руководитель включает детям простую и понятную для них музыку. Чаще всего она изображает каких-нибудь животных. На первом этапе занятий детям с овз легче понять такую музыку. После того, как дети её прослушают, проводится беседа: какого характера была музыка, что вы представили? Чаще всего дети не могут ответить на эти вопросы чётко и ясно, поэтому музыкальный руководитель показывает им контрастные картинки. Например, если музыка, которую они прослушали, изображала зайца, то на картинках изображены заяц и медведь. Далее дети сами или с помощью музыкального руководителя объясняют, на кого из животных была похожа музыка и почему.
На втором занятии дети под эту же музыку двигаются так, как они её чувствуют (прыгают, ходят или танцуют). Задача музыкального руководителя помочь выбрать более верные движения, подходящие под характер музыки.
На третьем занятии детям дают подносы с различной крупой, и они пробуют пальчиками двигаться по ней в таком же характере, как двигались до этого под музыку (если музыка изображала зайца, то дети выполняют пальцами прыжки, а если звучит мишка, то пальчиками идут вперевалочку). Ребятам очень нравится играть с крупой, трогать её, рассматривать, рисовать на ней. После этого им дают волшебный кубик, на котором есть шесть граней, где на каждой изображена дорожка. Дети рассматривают дорожки и выбирают ту, которую будут рисовать на крупе под музыку.
Для того, чтобы детям было интереснее на поднос ставятся различные атрибуты (ёлочки, шишки, грибы и т. д).
Дети во время слушания музыки стараются рисовать ту дорожку, которую выбрали. Кубик с подсказкой все время стоит перед ними, а также, графомоторные дорожки показаны на экране.
Таким образом во время слушания музыки у детей с овз развивается словарный запас, музыкальный слух, воображение, фантазия, сенсорное восприятие, что в итоге положительно влияет на мыслительные процессы.
Мы продолжаем работу над этим проектом и на следующий год, т. к. у детей слабая мелкая моторика и графомоторные навыки еще формируются.