Сафаулина Ольга
Нетрадиционные музыкальные занятия в средней группе 2 квартал
▼ Скачать +Заказ
Комплексное тематическое занятие
Тема: «Сказка в живописи и в музыке»
Программное содержание:
1. Учить различать выразительные и изобразительные особенности музыки,
понимать настроение конкретного музыкального образа.
2. Развивать тембровый, звуковысотный звук, эстетическое восприятие классической
музыки.
Публикация «Нетрадиционные музыкальные занятия в средней группе 2 квартал» размещена в разделах
3. Воспитывать интерес к музыкальным занятиям, внимание и самостоятельность.
Ход занятия:
М. р. Сегодня я приглашаю вас в гости сказкам, которые можно видеть, услышать
и представить. Занятие наше начинает музыкальная пьеса С. Прокофьева,
которая так и называется «Сказочка» давайте послушаем её.
Слушание «Сказочка» С. Прокофьева (музыкально – слуховой анализ)
М. р. Встретилась Муза – покровительница искусств с писателем, художником
и композитором и велела нарисовать им сказку.
Восп. Как вы думаете, что нужно для этого художнику? (кисти, краски, бумагу)
Сел художник за работу. Стал героев сказочных вспоминать и портреты их
рисовать. Писатель взял бумагу и ручку, чтобы с помощью слов сочинить и
записать новую волшебную сказку. А композитор взял специальную нотную
бумагу и с помощью нот – маленьких чёрных точек, кружков и палочек стал
записывать музыкальные звуки, из которых рождалась сказочная музыка.
Слушание «Нянина сказка» муз. П. И. Чайковского (музыкальный – слуховой анализ.)
Восп. Перед вами, ребята, работы художника Васнецова: «Три богатыря»,
«Царевна – Лебедь», «Ковёр – самолёт». Есть здесь и рисунки школьников.
Посмотрите, как нарисовали они Царевну – Лебедь, а вот и ваша знакомая Баба Яга.
Правда, похожа? А сколько книг со сказками сочинили писатели и поэты!
М. р. А сейчас я вам предлагаю отгадать музыкальные загадки.
Сейчас прозвучат три отрывка из музыкальных произведений
Н. А. Римского – Корсакова и П. И. Чайковского.
Попробуйте подобрать картинку или рисунок к каждому произведению.
(Музыкальный – слуховой анализ всех фрагментов)
Слушание: «Три чуда» Н. А. Римский - Корсаков,
«Баба Яга» П. И. Чайковский.
М. р. Музыка нам сможет рассказать обо всём на свете, надо только научиться её
слушать. Своими музыкальными звуками музыка обогащает любое стихотворение,
превращая его в песню; любую картину или простой рисунок и заставляет его
звучать.
Восп. Сегодня мы увидели сказку не только на картинах художников, но и услышали
её в музыкальных сочинениях композиторов. А сможем ли мы, слушая музыку
нарисовать её с помощью моих волшебных фломастеров? Если хорошенько
присмотреться к ним, то можно заметить, что характеры у них как и у музыкальных
произведений совсем разные:
чёрный фломастер – сердитый, угрожающий;
зелёный – спокойный, добрый;
красный любит праздники;
желтый – просто очень весёлый.
Фломастеры любили рисовать, поэтому дружили с альбомом. Они часто рисовали вместе забавные рисунки, но главное – фломастер любили слушать и рисовать музыку.
М. р. Мы с вами сегодня послушали много разной музыки страшной и доброй; громкой,
торжественной и игривый, загадочной. Я предлагаю вам послушать ещё одну пьесу и,
с помощью фломастеров нарисовать: какая, по настроению музыка.
Слушание, анализ: «Белка» Н. А. Римский - Корсаков.
Рисование.
Средняя группа II
Доминантное сюжетное занятие
(по пению)
Тема: «Колыбельные напевы»
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей слушать и различать колыбельные песни и самим исполнять
их естественным голосом, протяжно, напевно, тихо; начинать пение после
музыкального вступления.
2. Развивать звуковысотный и тембровый слух, музыкальное мышление и творческие
способности в исполнении колыбельных песен.
3. Воспитывать внимание и заботливое отношение к близким и младшим.
Ход занятия:
М. Р. Сегодня, ребята, я приглашаю вас в страну чудес, во дворец спящей красавицы.
Восп. Где же находится эта страна?
М. Р. Об этом знает кот учёный, воспетый Пушкиным в стихах, давайте у него и спросим.
(в центре – декорация: дуб, на цепи – кот)
Восп. У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.
М. Р. Ой, что-то старый кот сердит, в страну чудес пускать не хочет и песню дивную
мурлычет.
Слушание и музыкально – слуховой анализ песни:
«День растает, ночь настанет» муз. Р. Паулса.
Восп. Ой, да это же кот Баюн, нельзя ему поддаваться, а то можно и по – настоящему
заснуть и не попасть никогда в страну чудес.
М. Р. Давайте мы его перехитрим, и сами споём ему колыбельные песенки. Он уснёт, а мы
сможем идти дальше.
Разучивание и исполнение песен: «Спят усталые игрушки» муз. Островского,
«Баю-баю» муз. Красева, «Колыбельная» муз. Тиличеевой,
«Уж ты, котенька – коток» рус. нар. прибаутка
(кот засыпает, дети на носочках идут по «лесным тропинкам»)
Упражнение: «Мышки»
(перед глазами детей – сонное царство: три пары старших ребят замерли в парном танце,
в сторонке – спящая красавица)
Восп. Ребята, мы кажется, пришли.
М. Р. Что же случилось с гостями спящей красавицы, почему они заснули вместе со своей
маленькой принцессой? (рассказ фрагмента сказки «Спящая красавица»)
П. И. Чайковскому так понравилась эта сказка, что он написал к ней музыку и теперь
Балет «Спящая красавица» знают и любят взрослые и дети всего мира. Давайте
послушаем музыку из этого замечательного произведения.
Слушание: «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского
(пары исполняют вальс, в конце танца – замирают)
Восп. Давайте попробуем разбудить это сонное царство.
М. Р. А поможет нам в этом чудесная музыка П. И. Чайковского из другого знаменитого
балета «Щелкунчик». Эта музыка расскажет нам о росте ели.
Слушание: «Рост ели» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
(дети старшей группы оживают, когда музыка становится громкой – ель вырастает)
Восп. Волшебные злые чары разрушены. Все проснулись, оживились.
М. Р. А как же иначе? Вспомните, сначала музыка звучала тихо, будто маленькое семечко
eпало в землю, дало росток и появилась маленькая ёлочка. Росла ель и усиливалось
звучание музыки. Всё громче и громче играли инструменты симфонического
оркестра. Как же не проснуться от колдовского сна и не полюбоваться дивной елью!
Повторное слушание фрагмента балета «Рост ели» П. И. Чайковского.
М. Р. Посмотрите, как обрадовалась спящая красавица, как оживились её гости. Давайте
вместе с ними покружимся под звуки удивительного вальса.
Исполнение: «Вальс» муз П. И. Чайковского из балета «Спящая красавица»
Восп. Как чудесно кружились пары на балу маленькой принцессы. Ребята, вы мне
напомнили резные, лёгкие снежинки, так изящно вы танцевали.
М. Р. Я снова приглашаю вас в рождественскую сказку «Щелкунчик», где с музыкой
великого русского композитора мы превратимся в лёгкие, послушные ветерку,
снежинки.
Исполнение: «Вальс снежных хлопьев» муз. П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»
Восп. Укрыло землю снежным покрывалом. Стихла музыка, и вся природа заснула до
весны.
М. Р. Какую вы, ребята, хотели бы исполнить колыбельную? Кто засыпает на всю зиму?
Исполнение колыбельной песни из м/фильма «Умка»
Восп. А нам пора возвращаться из этой чудесной страны в группу. Давайте попрощаемся с
маленькой принцессой и её друзьями. До свидания.
Средняя группа III
Интеграционное занятие
(музыка, математика, физкультура)
Тема: «Заячий поход»
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей воспринимать песни – инсценировки, понимать их выразительные и изобразительные особенности, содержание.
2. Развивать умение передавать в движении музыкальный образ зайчиков, исполнять танцевальные движения с предметами.
3. Воспитывать положительное эмоциональное состояние от музыкальных занятий.
Ход занятия:
Восп. Девочки и мальчики, превратимся в зайчиков?
М. Р. Раз, два, три, четыре, зайцы встали дружно в ряд.
Раз, два, три, четыре, зайцы пить и есть хотят.
Восп. А сейчас зайчиха – мама всех зайчаток поведёт в замечательный поход.
Упражнение: «Марш зайчат» муз. Жилинского.
М. Р. Раз, два, три, четыре – прыг с разбега в ручеёк.
Раз, два, три, четыре, дружно прыгни ты разок.
Через кочку – на пенёк, прыг – скок, прыг – скок!
(основные движения, прыжки, перепрыгивания по выбору воспитателя)
Упражнение: «Прыжки на двух ногах» муз. Ломовой.
М. Р. Много зайчиков приходит и больших, и маленьких
Порезвиться в хороводе на лесных проталинках.
Достают они гармошки. Вот так! И танцуют на дорожках. Вот так!
(воспитатель с детьми считает зайчиков – группы по пять детей. Каждому даёт гармошку; сколько зайчиков? Сколько гармошек? Поровну. Зайчиков столько же, сколько гармошек.)
Разучивание пляски: «Зайчики с гармошками»
М. Р. А теперь немножко отдохнём и посмотрим музыкальную сказку про зайчиков.
Инсценировка песни: «Серый зайка»
Восп. Замечательно закончилась история. Понравилась, ребята, вам песня? А кто из
артистов вам больше всех понравился?
М. Р. Какие песенки про зайчиков мы с вами ещё знаем? Давайте их вспомним и споём
вместе с нашими героями сказки.
Исполнение песен: «Заинька» рус. нар. песня обр. Римского - Корсакова,
«Зайка мой серый» муз. Филлипенко, «Песенка зайчиков» муз. Красева,
«Зайки серые сидят» муз. Финаровской,
Разучивание и исполнения танца «Прыг – скок».
Восп. Какой весельчак наш зайчик, не может пяти минут на месте устоять. То за ёлочку
спрячется, то перед ёлочкой прыгает. А сейчас, посмотрите, между охотником и
собачкой оказался! Кто, ребята, тоже так хочет попрыгать?
(восп. даёт задание вызванным детям прыгать перед ёлкой, за ёлкой, между кем – либо)
М. Р. Славно мы повеселились, посчитали. Порезвились, в лёгкой пляске покружились.
Ждёт вас русская игра, вам понравится она!
Проводится игра: «Зайцы и лиса»
Средняя группа IV
Сюжетное занятие
Тема: «В гости к ёлке»
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей петь выразительно, напевно, дружно начинать исполнение песни после музыкального вступления; петь песни сольно, по музыкальным фразам.
2. Развивать звуковысотный, динамический, тембровый слух; ассоциативное мышление и творческие способности.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия:
Восп. Стали белыми сады и леса еловые. На снегу видны следы зайки длинноногого.
А ну-ка, ребятишки, куда они нас приведут? (подходят к ёлке)
М. Р. Приглашаю всех друзей: «Приходите поскорей». Хорошо, что каждый год ёлка
в гости всех зовёт.
Восп. Ёлка наша так красива, как песню не спеть такой красавице!
Разучивание и исполнение песен о ёлочке.
Восп. Пахнет наша ёлочка снегом и смолой, на морозе ёлочке холодно зимой.
М. Р. Снег пушистый стелется, улица бела, и зимой метелица к ёлочке пришла. Давайте
послушаем звуки Зимы.
Слушание: «Звуки вьюги, метели»
Восп. Какая погода в лесу?
М. Р. Вот какими музыкальными красками нарисовал метельную, вьюжную зиму великий
русский композитор П. И. Чайковский.
Слушание: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
(во 2 части музыки в зал «влетают» снежинки – девочки подготовительной группы, исполняют танец снежинок).
М. Р. Понравилась вам, ребята, музыка? Где мы её с вами слышали? А как танцевали
снежинки? Какое настроение передал вам своим вальсом П. И. Чайковский?
Восп. Ой, что это? Опять слышатся завывание вьюги. Всех снежинок распугала.
М. Р. А мы с ребятами новую песню о зиме выучим и утихомирим злую вьюгу,
Разучивание и исполнение песен: «Снежок» муз. Слонова,
«То снежинки, как пушинки.» муз. Филлипенко
Восп. Полюбуйтесь, к нашей ёлке воробьишко прилетел. Крылышки его замёрзли, дрожат
От зимней стужи. Давайте погреем его своими горячими ладошками и песенку про
него споём.
Пение песни: «Воробей» муз. Герчик (ребёнок поёт сольно музыкальную фразу, по окончании которой, передаёт воробья следующему)
Восп. Наши окна кистью белой Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он, снегом садик закидал.
М. Р. Ну, а вы, в снежки хотите здесь, у ёлки поиграть? Но сначала, попляшите, с ними
в танце покажитесь, а затем начнём бросать.
Танцевально – игровое творчество «Со снежками»
Проводится игра: «Снежки»
Восп. За окном трещит мороз, высунь нос – замёрзнет нос!
Всё равно хотим гулять, возле ёлочки плясать.
М. Р. Возле ёлки в пары встали, дружно «Польку» заплясали.
Разучивание и исполнение: «Польки»
Восп. Настала пора с ёлочкой проститься. Хорошо было всем с нею веселиться.
Средняя группа V
Тематическое занятие
Тема: «На бабушкином дворе»
Программное содержание:
1. Учить детей звуковедению и звукоподражанию звукам животных, выразительности в исполнении песен о них; продолжать знакомить с русским народным творчеством.
2. Развивать тембровый, мелодический слух, чувство ритма, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к русским народным песням, умение слушать инструментальную музыку до конца; дружеские взаимоотношения.
Ход занятия:
М. Р. (в роли бабушки) Детушки – малолетушки, ко мне пожаловали? Здравствуйте, будьте
моими гостями. Пройдитесь, прогуляйтесь по моей горнице – светлице.
Исполняются упражнения в плясовых движениях «Ах, вы сени» рус. нар плясовая
Восп. Приехали мы к тебе, бабушка, из города Нижний Новгород. Наши детки очень
любознательные. Хотят узнать кто в деревне у бабушки на дворе живёт.
М. Р. С удовольствием вам обо всех расскажу. А помогать мне в этом будет замечательная
русская народная музыка. Великое множество разных песен, игр, хороводов сочинил
для вас, мои родные внучата, наш народ. Пели эти песни в старину далёкую, поют и
любят их и сегодня. Песни, они ведь как люди, разные бывают и по характеру и по
настроению. То весёлые, радостные, задорные, хоть в пляс иди, а иногда и мечтают о
чём-то и нас погрустить заставляют. Ой, что это я, засиделась с вами, а скотинушка не
кормлена, слышите? Кто кричит? Меня зовут, чтобы покормила.
Слушание: «Мычание коровы, блеяние овцы, лай собаки, крик петуха и т. д.)
Восп. Как много у тебя всех! И коровушка, и лошадушки, и барашеньки – крутороженьки…
И как ты с ними управляться поспеваешь!
М. Р. А ведь про каждого из них песня русским народом сложена. Вы посидите, послушайте
задорную песенку, а я скотинушке поесть дам (уходит)
Слушание и музыкально – слуховой анализ рус. нар. песни «Коровушка»
(возвращается с коровой, поёт песню)
Инсценировка песни «Ой вставала я ранёшенько» (воспитатель - в роли медведя)
М. Р. Понравилась вам песня? Какая музыка по настроению? Почему вы все улыбались?
(ответы детей)
Даже коровушка моя в пляс пустилась. Я свою скотинушку люблю. Даже иногда
гляжу, гляжу на них, да и нарисую кого. Хотите, покажу свои рисунки?
(показ козлика)
Восп. Ребята, кто знает стихотворение про козлика?
Дети. Привяжу я козлика к белой берёзке. Стой, мой козлик, стой, не бодайся,
Белая берёзка, стой, не качайся!
М. Р. А шуточную песенку про козочку хотите послушать?
Исполняется песня: «Протекала речка» рус. нар. шуточная песня.
Восп. (загадывает загадку про барана) отгадай-ка, бабушка, загадку, да спой нам отгадку.
М. Р. Давайте вместе разучим эту интересную игру – хоровод.
Разучивание и исполнение: «Барашеньки – крутороженьки»
Средняя группа VI
Интеграционное занятие
Тема: «Заводные игрушки»
Программное содержание:
1. Учить, самостоятельно передавать в движениях, мимике образ игрушки: зверюшки,
куклы; находить и использовать средства музыкальной выразительности.
2. Развивать у детей творческие способности, мышление и чувство ритма.
3. Воспитывать артистичность, дружеские взаимоотношения.
М. Р. Стоят игрушки чинно в ряд, стоят игрушки и ждут ребят.
Куклы, матрёшки, лошадки, зверюшки,
Очень уж любят ребята игрушки. Пора отправляться в дорогу.
Восп. Чтобы в пути не потеряться, надо за руки держаться
И смотреть всегда вперёд, дружба вас не подведёт.
Исполняется песня: «Мы – дружные ребята»
М. Р. А дорога здесь одна, очень трудная она. Если сами не найдёте, нас на помощь
позовёте.
Бег, ходьба с препятствиями
(ходьба по наклонной, пролезание в обруч, подлезание под дугой, прыжки через пенёчки, бег «змейкой» и т. п. – по выбору воспитателя)
Исполняется: «Танец друзей» муз. Бордюг
Восп. Вот, наконец, мы добрались до магазина игрушек. Сколько здесь зверюшек разных,
кукол, всех не перечесть, даже гном весёлый есть.
М. Р. Есть машины, мишки, а вот разноцветные книжки!
Посмотрите, мальчики, вот на полке мячики.
Друг весёлый, мячик мой, потанцуй и ты со мной!
Раз, два, три, четыре, пять – хорошо с тобой играть!
Танцевальное творчество в парах (один из партнёров – в роли мяча).
Упражнения с мячами по выбору воспитателя.
Игра: «Передача мяча».
Восп. А вот куклы в магазине на ребят с тоской глядят,
Как им хочется скорее поиграть и поплясать!
Проще нет игры такой – повторяйте все за мной!
Исполняется: «Куклы танцуют» муз. Карасёвой.
М. Р. Наши девочки сами как куколки.
Исполняется: «Танец кукол» в современных ритмах.
Восп. Создаёт прекрасный фон в музыке металлофон,
Треугольник звонкий даже есть сейчас у нас в продаже.
Будем дудки покупать, танцы всякие играть.
Все танцуем, все поём и играем кто на чём!
Игра в оркестре: «Полянка» рус. нар. мелодия
М. Р. Приглашаю всех я вас на весёлый перепляс.
Инструменты в руки взяли, дружно в ложки заиграли,
Удалые молодцы – коробейники!
Исполняется «Танец с ложками» (группа мальчиков)
Восп. Что за странный перезвон?
М. Р. Слышен он со всех сторон!
Заведу я всех ключами, пусть теперь танцуют сами!
Танцевальное творчество: «Танец игрушек»
муз П. И. Чайковского из «Детского альбома»
М. Р. В игрушки дружно поиграли, и пели дружно, и плясали. Скажите мне, вы
не устали?
Восп. Магазин наш закрывается, но мы с вами не прощаемся.
Просто, всем уже пора – ждут нас игры и дела.
Средняя группа VII
Сюжетное занятие
Тема: «Мы с папой - друзья»
Программное содержание:
1. Учить детей передавать бодрый, весёлый характер музыки в разных видах музыкальной
деятельности.
2. Продолжить развивать воображение, мышление, музыкальную память и речь.
3. Воспитывать любовь и уважение к Российской армии и близким людям.
Восп. Мы собрали всех ребят на военный наш парад.
Упражнение с салютиками: «Праздничный парад».
М. Р. Нашей армии любимой день рожденья в феврале.
Слава ей непобедимой, слава миру на земле.
Восп. Трубы звонкие поют. Нашей армии салют! Слушание: «Фанфары»
М. Р. В космос корабли плывут.
Дети. Нашей армии – салют!
М. Р. На планете мир и труд.
Дети. Нашей армии - салют!
Слушание: «Праздничный салют» муз. Протасова
Восп. Ваши папы, дедушки тоже когда-то были солдатами. Они охраняли рубежи нашей
Родины и до сих пор защищают вас и ваших мам от разных бед, неприятностей.
Послушайте стихи про них, которые приготовили ваши друзья.
1. Мы пока что дошколята, а шагаем как солдаты.
Будем родину любить, будем в армии служить.
2. Солдаты дружбы, мира выходят на парад,
Бойцы и командиры встают за рядом ряд.
3. За то, что есть сейчас у нас, за каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам спасибо доблестным солдатам.
4. Спасибо доблестным солдатам, что отстояли мир когда-то,
Спасибо армии любимой, нашим дедам и отцам.
Исполняется песня: «дедушка» муз. Бордюг.
Слушание и подпевание песни: «Про папу» муз. Шаинского.
М. Р. Наши мальчики – будущие защитники нашей Родины.
Давайте пригласим их на танец.
Исполняется: «Полька» (с пением).
Восп. Вот какой наш детский сад, много дружных здесь ребят.
Исполнение песен: «Детский сад» муз. Филлипенко,
«Детский сад» муз. Бордюг.
М. Р. Дорогие мальчики, будущие солдаты, покажите нам свою силу и ловкость.
Проводятся игры на ловкость и быстроту (по выбору воспитателя)
4. Мы проходим строем, все на нас глядят.
Можем мы на палубе «Яблочко» сплясать.
Исполняется матросский танец: «Яблочко».
М. Р. Закончит наше занятие праздничный парад.
Упражнение: «Ходьба строевым шагом».