МААМ-картинки

Нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников

Алина Кравченко
Нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Постановка проблемы. В условиях глобальной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение в формировании личности приобретает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования младших школьников, которого является важным аспектом воспитание эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источниками чувств, прежде всего, являются произведения искусства: литература, живопись, музыка, хореография. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, что и определяет весь строй духовной жизни ребенка.

Публикация «Нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников» размещена в разделах

Анализ исследований и публикаций. Понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Классики педагогики: А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту.

Цель – охарактеризовать нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников по средствам классной и внеклассной работы.

Изложение основного материала. Эстетика – это наука о прекрасном, изучающая основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном или духовном производстве, в быту, в общении людей, а также о формах эстетического сознания, таких как чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории [2, с. 97]. С точки зрения И. Ф. Харламова, воспитаниеэто овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями [4, с. 231].

Эстетическое воспитание – одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у младших школьников эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное [2, с. 448]. Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю – это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания – и внутреннюю – творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.

Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в контексте эстетического воспитания. Важное значение имеет воспитание у младших школьников эстетики поведения – аккуратности в одежде, красивой осанки, манер, умение держаться природно, культурно и эстетично выявлять свои эмоции. Так же исключительную роль в эстетическом воспитании играет предметы эстетического цикла (рисования, пения, музыки). Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для формирования эстетических способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Это также является немаловажным компонентом в их воспитании [1, с. 456].

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная работа в школах весьма разнообразна и позволяет использовать различны формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, студий, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К средствам эстетического воспитания относятся : 1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда; 2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся; 3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использование средств искусства) [5, с. 118].

Существенный вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. А. Сухомлинский и С. Т. Шацкий. В. А. Сухомлинский и С. Т. Шацкий утвердили, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

Внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность внешкольных учреждений для детей и юношества. Она осуществляется в спортивных, музыкальных и художественных школах, станциях юных натуралистов и юных техников, клубах по месту жительства, центрах творчества детей и юношества т. д., то есть проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и отличается большей, по сравнению с внеклассной работой, практической направленностью и специализацией [3, с. 248].

Вся внешкольная воспитательная работа направлена на развитие творческой личности, ее инициативы с учетом потребностей и способностей. Вследствие именно такой организации деятельности детей во внешкольных учреждениях возникает возможность заинтересовать их творчеством, побудить их стремление относительно приобретения необходимых приемов и средств, которые определяют нестандартность, оригинальность.

В своих работах Н. К. Крупская рекомендовала вести внешкольную работу по ряду главных направлений, к числу которых ею были отнесены: политико-воспитательная и общественно полезная работа, занятия по труду и технике, внеклассное чтение, художественное творчество, экскурсионная, натуралистическая, физкультурно-спортивная работа и игры.

Система внешкольного эстетического воспитания призвана обеспечить каждому ребенку возможность в свободное время всесторонне развить собственные творческие способности. Однако, в современных условиях, еще не всегда педагогический процесс во внешкольных заведениях направлен на воспитание всесторонне развитой личности с учетом ее духовно-творческого потенциала.

Выводы. Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Вся внешкольная воспитательная работа направлена на развитие творческой личности, ее инициативы с учетом потребностей и способностей. Вследствие именно такой организации деятельности детей во внешкольных и внеклассных учреждениях возникает возможность заинтересовать их творчеством, побудить их стремление относительно приобретения необходимых приемов и средств, которые определяют нестандартность, оригинальность.

Литература.

1. Бабанский Ю. К. Педагогика «Просвещение» / Ю. К. Бабанский – Москва. 1978. – 456 с.

2. Кон И. С. Словарь по этике / И. С. Кона. – М. : Политиздат, 1989. – 448 с.

3. Лармин В. О. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / О. В. Лармин – М. : Наука, 1978. – 248 с.

4. Овсянников М. Ф. Очерки истории эстетических учений / М. Ф. Овсянников – М. : Прогресс, 1974. – 348 с.

5. Шестаков В. П. Эстетические категории / В. П. Шестаков – М. : Центр, 1983. – 256 с.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Нетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возрастаНетрадиционные методы рисования в работе с детьми дошкольного возраста Дети очень любят рисовать. Даже самые капризные или балованные. Особенно им нравятся нетрадиционные техники рисования. Потому что они помогают.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Нетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУНетрадиционные методы работы музыкального руководителя с родителями в ДОУ Взаимодействие с родителями на базе ДОУ, является неотъемлемой частью работы, как воспитателей, так и музыкального руководителя. Праздники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 02:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД