Алина Кравченко
Нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Постановка проблемы. В условиях глобальной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение в формировании личности приобретает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования младших школьников, которого является важным аспектом воспитание эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источниками чувств, прежде всего, являются произведения искусства: литература, живопись, музыка, хореография. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, что и определяет весь строй духовной жизни ребенка.
Публикация «Нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников» размещена в разделах
Анализ исследований и публикаций. Понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Классики педагогики: А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту.
Цель – охарактеризовать нетрадиционные методы эстетического воспитания младших школьников по средствам классной и внеклассной работы.
Изложение основного материала. Эстетика – это наука о прекрасном, изучающая основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном или духовном производстве, в быту, в общении людей, а также о формах эстетического сознания, таких как чувства, восприятие, потребности, вкусы, оценки, идеалы, категории [2, с. 97]. С точки зрения И. Ф. Харламова, воспитание – это овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями [4, с. 231].
Эстетическое воспитание – одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у младших школьников эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное [2, с. 448]. Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю – это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания – и внутреннюю – творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.
Младший школьный возраст в силу своих особенностей наиболее благоприятный период для воспитательных воздействий, формирования необходимых качеств и свойств личности в контексте эстетического воспитания. Важное значение имеет воспитание у младших школьников эстетики поведения – аккуратности в одежде, красивой осанки, манер, умение держаться природно, культурно и эстетично выявлять свои эмоции. Так же исключительную роль в эстетическом воспитании играет предметы эстетического цикла (рисования, пения, музыки). Ведь именно на этих уроках создаются условия не только для формирования эстетических способностей младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира, но и для овладения учащимися навыками самообслуживания, приучения их действовать самостоятельно, принимать решения, выходить из проблемных ситуаций собственным путем. Это также является немаловажным компонентом в их воспитании [1, с. 456].
Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная работа в школах весьма разнообразна и позволяет использовать различны формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, студий, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К средствам эстетического воспитания относятся : 1) устройство быта и создание благоприятных условий для труда; 2) организация творческой и исполнительской деятельности учащихся; 3) демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использование средств искусства) [5, с. 118].
Существенный вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. А. Сухомлинский и С. Т. Шацкий. В. А. Сухомлинский и С. Т. Шацкий утвердили, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.
Внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность внешкольных учреждений для детей и юношества. Она осуществляется в спортивных, музыкальных и художественных школах, станциях юных натуралистов и юных техников, клубах по месту жительства, центрах творчества детей и юношества т. д., то есть проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и отличается большей, по сравнению с внеклассной работой, практической направленностью и специализацией [3, с. 248].
Вся внешкольная воспитательная работа направлена на развитие творческой личности, ее инициативы с учетом потребностей и способностей. Вследствие именно такой организации деятельности детей во внешкольных учреждениях возникает возможность заинтересовать их творчеством, побудить их стремление относительно приобретения необходимых приемов и средств, которые определяют нестандартность, оригинальность.
В своих работах Н. К. Крупская рекомендовала вести внешкольную работу по ряду главных направлений, к числу которых ею были отнесены: политико-воспитательная и общественно полезная работа, занятия по труду и технике, внеклассное чтение, художественное творчество, экскурсионная, натуралистическая, физкультурно-спортивная работа и игры.
Система внешкольного эстетического воспитания призвана обеспечить каждому ребенку возможность в свободное время всесторонне развить собственные творческие способности. Однако, в современных условиях, еще не всегда педагогический процесс во внешкольных заведениях направлен на воспитание всесторонне развитой личности с учетом ее духовно-творческого потенциала.
Выводы. Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений.
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Вся внешкольная воспитательная работа направлена на развитие творческой личности, ее инициативы с учетом потребностей и способностей. Вследствие именно такой организации деятельности детей во внешкольных и внеклассных учреждениях возникает возможность заинтересовать их творчеством, побудить их стремление относительно приобретения необходимых приемов и средств, которые определяют нестандартность, оригинальность.
Литература.
1. Бабанский Ю. К. Педагогика «Просвещение» / Ю. К. Бабанский – Москва. 1978. – 456 с.
2. Кон И. С. Словарь по этике / И. С. Кона. – М. : Политиздат, 1989. – 448 с.
3. Лармин В. О. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / О. В. Лармин – М. : Наука, 1978. – 248 с.
4. Овсянников М. Ф. Очерки истории эстетических учений / М. Ф. Овсянников – М. : Прогресс, 1974. – 348 с.
5. Шестаков В. П. Эстетические категории / В. П. Шестаков – М. : Центр, 1983. – 256 с.