Литвиненко Наталья
Нетрадиционные методы оздоровления детей. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Литвиненко Натальи Владимировны воспитателя МБДОУ №9 «Теремок»
Введение.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последнее время приобрела особую актуальность. Причины тому социальные и экологические.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Публикация «Нетрадиционные методы оздоровления детей, Опыт работы» размещена в разделах
Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного образовательного учреждения является состояние здоровья детей. За последние годы число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, неуклонно возрастает, причем первое место среди заболеваний занимают острые респираторные инфекции.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро.
Словосочетания «здоровьесберегающие, здоровьесохраняющие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы. Но проблема остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относится. Эту задачу взрослым (педагогам, родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка.
Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задачи порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях.
Поиск путей укрепления здоровья для каждого члена общества является не разовой мерой, а долгосрочной программой. Одним из направлений этой программы является формирование материальной базы и пропаганда занятий, физической культурой, спортом, закаливание, отказ от вредных привычек.
Особенно важно заложить основы здорового образа жизни ребенка в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.
Цель данной работы: рассмотреть нетрадиционные формы оздоровления дошкольников.
Объектом данной работы выступает учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предметом данной работы является процесс формирования физически развитых и здоровых детей.
Гипотеза: если использовать в процессе учебно-воспитательной работы с детьми нетрадиционные формы оздоровления, то это будет способствовать улучшению состояния здоровья подрастающего поколения, т. к. нами будут созданы специальные условия.
Изучение методик и технологий по здоровому образу жизни, а так же анализа работы в ДОУ позволили мне создать особые подходы в создании системы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни в образовательной деятельности через организацию совместной деятельности взрослых и детей с использованием различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной). Практическая реализация методов оздоровления осуществляется в ДОУ через различные виды детской деятельности, в использовании здоровьесберегающих технологий, интегрированного подхода в решении задач таких областей, как «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура».
Основная часть.
Практическое применение нетрадиционных методов оздоровления детей.
1. Оздоровительный дозированный бег.
Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.
Еще раз хочу напомнить вам о значении оздоровительного бега:
Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
На что надо обратить особое внимание.
Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
Наш опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.
Сколько по времени длится оздоровительный бег.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.
В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.
Проводить оздоровительный бег лучше:
до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
в конце прогулки,
после занятий.
Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.
Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день. Здоровья привалит не меряно!
Зачем надо облегчить одежду ребенка?
(то есть снять теплую кофту)
Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.
2. Утренняя гимнастика и лучший вариант - на свежем воздухе.
Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.
В облегченной одежде ребенок начинает утро с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать по комнате. Но лучший вариант, конечно, на улице.
Бег заканчивается переходом на ходьбу и с выполнением упражнений на регулировку дыхания и выполнением упражнений на расслабление.
Комплекс упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз,затем для мышц туловища (наклоны вниз или в стороны, повороты, прогибания, для мышц ног (приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад)
Список использованной литературы.
Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - М., 1987.
Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю. Ф. Педагогика физической культуры. – СПб., 1999.
Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической культуры. – М., 2000.
Бальсевич В. К., Королева М. Н., Майорова Л. Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4–6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21–25.
Ботагариев Т. Физическое здоровье нации закладывается сегодня // Мысль. 1999. - NQ2. - с. 29-30.
Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – М., 2002.
Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001.
Здоровье народа - богатство страны. - М., 1989. - 160с.
Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №4.
10. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М. : Медицина, 1989.
11. Имангалиев А. и др. Формирование здорового образа жизни - на научную основу //Мысль. - 1999. - NQ 11-12. - с. 24-26
12. Караманова Л. В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. - 1986. - №11.
13. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М. : ФиС, 1985, 93 с.
14. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.
15. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М. 1983.
16. Канаева Н. Здоровый образ жизни - долгосрочная программа // Финансы Казахстана. - 1998.- NQ6. - с. 29-31.