Татьяна Фокина
Нетрадиционные формы работы по математике с детьми старшего дошкольного возраста. Математическая олимпиада в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
ЦЕЛЬ. Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.
МАТЕРИАЛ. Счётные палочки, дидактические игры: «Найди такой же», «Найди лишнего», «Найди столько же».
Ход ОЛИМПИАДЫ.
Входят дед, бабка и козлёнок.
Публикация «Нетрадиционные формы работы по математике с детьми старшего дошкольного возраста, Математическая олимпиада в старшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
ДЕД С БАБКОЙ: «Здравствуйте, дети. Мы вот услышали, что у вас сегодня олимпиада и решили прийти. Хочется нам посмотреть, что вы знаете и умеете. А вот наша внучка Машенька многого не знала, да заблудилась в лесу. А если бы она пошла прямо, свернула влево, прошла бы между двух больших ёлок да чуть-чуть прошла назад, то попала бы на нужную тропинку, которая и привела бы ей к нашему дому».
КОЗЛЁ НОК: «А я козлё нок из сказки: «Про козлёнка, который умел считать до 10.» Я хочу посмотреть и послушать, умеете ли вы так хорошо считать».
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ну что же, гости дорогие, проходите, будете у нас в жюри. Посмотрите, кто у нас самый смекалистый, самый находчивый. Дети, сегодня у нас олимпиада, где победитель будет тот, кто не будет отвлекаться, быстро и правильно решит все задания. Тому из детей, кто правильнее быстрее других выполнит задание, отгадает загадку, решит задачу-шутку, я буду давать фишку.
В конце олимпиады каждый из вас подсчитает их, и мы узнаем, кто победитель олимпиады».
Сегодня мы будем решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Кот Леопольд передал для вас лабиринт и просил найти дорогу к спрятанному кладу. Воспитатель прикрепляет лист бумаги с изображением на нём лабиринтом. На выходе из лабиринта прикреплен небольшой конверт, на котором нарисован кот Леопольд. Ребёнок, разгадавший лабиринт, берёт конверт и передаёт воспитателю. Воспитатель читает. Письмо адресовано находчивым и смекалистым ребятам. В нём загадки математического содержания :
1. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
2. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)
3. Между двух светил, я в середине один. (Нос.)
4. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка.)
А СЕЙЧАС РАБОТА С ПАЛОЧКАМИ.
1. Отсчитать 8 палочек. Составить из них флажок прямоугольной формы. Одна палочка у флажка состоит из двух счётных палочек.
2. Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.
3. В данной фигуре переложить 2 палочки так, чтобы получилось 3 равных треугольника.
4. В данной фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
Кот Леопольд останется, доволен тем, что вы так умело, работаете с палочками. Теперь поиграем в игру «лягушка – попрыгушка». Я буду хлопать в ладоши или называть число, а вы – прыгать на двух ногах столько же раз или на один больше (меньше) названного числа или услышанных звуков. Прослушайте звуки, а прыгните на один раз больше (4-5 игровых заданий). Не допустившие ошибок ребята - награждаются.
Дидактическая игра «Найди столько же».
Воспитатель: Дети, к нам на олимпиаду должна прийти гостья. Она сейчас должна появиться. Давайте послушаем, нет ли какого математического сигнала. Раздаются звуки: 2 и 3 с небольшим интервалом между ними. Они повторяются дважды. Входит гостья (кукла). На ней длинное платье, украшенное геометрическими фигурами. Здоровается.
Гостья: Я пришла к вам из страны математики и приготовила интересные задачи, задачи-шутки:
1. Сколько ушей у 3 мышей?
2. Сколько лап у 2 медвежат?
3. Сколько у двух коров ушей, рогов, хвостов?
4. В комнату вошло 5 человек. В ней стояло 4 стула. Всем ли хватит стульев?
5. Шёл человек в город и по дороге догнал двух своих знакомых. Сколько человек шло в город?
Вы находчивые сообразительные ребята. Можно я ещё у вас побуду?
Дидактическая игра «Найди такой же».
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Угадай число». Я буду называть вам число, а вы, взяв нужную карточку, покажите, какое число больше (меньше) названного на один (называются числа 5,6,7). Итак, какое число стоит до 7 и после 7? (Дети показывают карточки 6 и 8.). Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7 (Дети показывают карточку 6.). Угадайте, какое число больше 7 и меньше 9 (Дети показывают карточку 8.).
Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру».
А теперь подведём итоги. Каждый подсчитает свои фишки и жюри объявит победителей. Ребят самых смекалистых, сообразительных ждут призы.
ИГРА-ШОУ «СТАРТ НА НЕИЗВЕСТНУЮ ПЛАНЕТУ».
Команды находятся в группе.
Зрители входят в зал под музыку и садятся.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте дорогие друзья!
Мы с вами находимся на космодроме. Через несколько минут команды юных землян займут свои места в межпланетном корабле, командир полёта даст команду, ракета стремительно понесёт землян по просторам космоса к неизвестной планете! Прошу команды подняться на площадку космодрома, разместиться по удобнее и начать подготовку к полёту.
(Под музыку дети выходят из группы и рассаживаются под аплодисменты зрителей).
ВЕДУШИЙ: Команды готовы к полёту?
ДЕТИ: Готовы!
ВЕДУЩИЙ: Последнее интервью перед стартом возьмёт космическая журналистка ближних и дальних галактик – Луна МЕРКУРЬЕВНА.
ЖУРНАЛИСТКА: Сегодня такой торжественный день. Мы присутствуем при историческом событии величайшей важности. Команды юных землян отправляются к неизведанной планете. Когда они вернутся - а это случится только через 10 лет, - станут уже взрослыми, образованными людьми.
Последние слова перед стартом. Обращается к детям.
1. На какую планету вы летите?
2. Что значит «неизведанная», как вы это понимаете?
3. Что вы сделаете сразу же, как прилетите на неизведанную планету?
4. Что вы расскажите о нашей планете и о своём детстве?
Из космоса Земля видна как голубая планета. Планета Земля круглая, в форме шара. На ней много морей, океанов и суша. На Земле много стран, наша Родина Россия. Столица нашей страны Москва, там находится президент Медведев и правительство. Мы живём в городе УВАРОВО Тамбовской области. Наш город стоит на берегу красивой реки ВОРОНЫ.
В городе много заводов, школ, детских садов, больниц, дворцов культуры, магазинов. Мы ходим в детский сад «ИВУШКА», где очень интересно. Здесь мы играем, учимся читать, считать, рисовать, петь, занимаемся физкультурой.
ЖУРНАЛИСТКА: Прекрасно! Команды вполне готовы к полёту.
Звучит музыка. Из другой группы въезжает на самокате инопланетянин, останавливается около ведущей.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Куда я попал?
ВЕДУЩИЙ: На - космодром. (Удивлённо смотрит на него). Вы пришелец из космоса?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Да, я пришелец.
ВЕДУЩИЙ: Как вы к нам попали?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Очень просто. Сначала прилетел на ЗЕМЛЮ, а потом на самокате прикатил сюда. На нашей планете на малые расстояния все передвигаются только так.
ВЕДУЩИЙ: А на большие расстояния как передвигаются?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Едут на сверхскоростном транспорте.
ВЕДУЩИЙ: Вы очень быстро передвигаетесь по земле? Ведь для вас это непривычно и, наверное, трудно?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Что вы! Ведь я использовал колесо! Это самый экономный и удобный способ передвижения по твёрдой поверхности. Когда наши астронавты приблизились к земле и увидели колесо, то сразу поняли, что за ним будущее. Они долго наблюдали за землянами с летающих тарелок и поняли, в чё м хитрость колеса: оно круглое и очень быстро катится. Астронавты изобрели много приборов, где используется колесо.
ВЕДУЩИЙ: Где можно познакомиться с этими изобретателями?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Все, кто попадает на нашу неизведанную планету, быстро обучается очень многому.
ВЕДУЩИЙ: Мы как раз собираемся сейчас лететь на неизведанную планету. Вот 4 команды юных землян приготовились к полёту.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Отлично! Багаж ваш готов?
ВЕДУЩИЙ: Багаж? Конечно, космическое питание и кислород уже в корабле. Разве какой-нибудь другой багаж понадобится в полёте?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Не в полёте, а на планете. О! Там без багажа делать нечего.
ВЕДУЩИЙ: Что же нам делать?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Покажите ваше приглашение. Там всё должно быть написано.
ВЕДУЩИЙ: Дети, у нас нет приглашения.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: (детям) Ох! Как называется планета, на которую вы собрались лететь?
ДЕТИ: Неизведанная.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: (улыбается) Этих неизведанных планет знаете сколько? Ведь космос забит ими. Я пол вселенной облетел - знаю точно. У каждой неизведанной планеты есть своё имя или хотя бы номер.
ВЕДУЩИЙ: Мы не знаем имени нашей неизведанной планеты.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Ну что мне делать с этими землянами? Колесо изобрели, а простых вещей понять не могут. Придётся мне вам помочь. Детям – вы очень хотите попасть на неизведанную планету?
ДЕТИ: Очень.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Очень, очень?
ДЕТИ: Очень, очень!
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Нам поможет только волшебный ларец. Он вот здесь на самокате. Здесь имя вашей планеты и ваш багаж.
ВЕДУЩИЙ: (детям) Вы что-нибудь поняли? Я, например, ничего не понимаю. В таком маленьком ларце багаж на всех?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Очень просто. Я буду задавать вам вопросы. За каждый правильный ответ вы будете брать из ларца по одной букве и размещать их здесь (показывает на подставку) А потом все буквы поставите так, чтобы можно было прочитать два слова. Вот и всё. (детям) Вы готовы к такому испытанию?
ДЕТИ: Готовы!
ИНОПЛАНЕТЯНИН: (зрителям) Вы готовы помогать?
ЗРИТЕЛИ: Да.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Два арбитра будут решать, достоин ли ответ награды, можно ли взять букву из ларца. Арбитры занимают свои места за столиком – заведующая и методист.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Все готовы. Тогда приглашаю одну команду на стартовую площадку.
Команда выходит и рассаживается в центре космодрома на стартовой площадке. Ведущий помогает детям занять места.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Сначала мы должны договориться о наших правилах. Задание даётся всей команде. Отвечает только один – тот, кому команда поручает это. Если он будет затрудняться с ответом, поможет команда. Зрители и члены других команд должны соблюдать космическое спокойствие. Итак, начинаем! Внимание!
Перед вами 4 геометрические фигуры. Какие? (прямоугольники) Сейчас вы должны разделить первый прямоугольник на 2 треугольника; второй – на 4 треугольника; третий – на квадрат и 2 прямоугольника; четвёртый – на квадрат, прямоугольник и 4 треугольника.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Работа окончена. Всё ли верно? Прошу арбитров решить может ли команда получить право достать из ларца букву?
(букву ставят на подставку).
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Ура! Ура! Ура! Радуйтесь, дети ЗЕМЛИ! Начало положено. Заработала первая буква! Прекрасный дебют! Ваши аплодисменты! На стартовую площадку вызывается следующая команда.
(выходит следующая команда).
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Внимательно слушайте следующее задание. Я не напрасно так говорю: слушайте задание внимательно, так как хочу проверить вашу слуховую память. Сейчас я назову 10 слов, а один из членов команды постарается повторить эти слова. Итак, слушайте!
ПЯТЬ, ЗАДАЧА, РАВНО, НОЛЬ, ВОСЕМЬ, МИНУС, ОТВЕТ, БОЛЬШЕ, ПРИМЕР, ПЛЮС.
Кто будет отвечать?
(1 ребёнок отвечает, а дети помогают).
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Слово арбитрам: как команда выполнила задание? Могут ли они взять букву из ларца?
Аплодисменты для всех.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: На стартовую площадку приглашается следующая команда. Вам задание такое: посмотрите на плакат. Здесь изображены хорошо знакомые вам числа и знаки. За минуту вы должны определить: все ли числа от 0 до 10 нарисованы на плакате?
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Уберите, пожалуйста, плакат. Каких же чисел не было?
ДЕТИ: 2, 6, 8.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Правильно. Теперь задание такое. Возьмите карточки с теми цифрами, которых не было на плакате и любые знаки. Попробуйте составить одно из выражений или примеров. Работает вся команда.
8-2=6, 8-6=2, 6+2=8, 2+6=8
Арбитры объявляют, своё решение. Букву помещают на подставку.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: На стартовую площадку вызывается следующая команда.
Звучит музыка громкая.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Что это такое? Почему я слышу музыку?
ВЕДУЩИЙ: Наверное, пора сделать музыкальную паузу.
Поют песню.
Танец «УТЯТА».
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Пока вы пели и плясали, к нам пришла телеграмма.
(«Удачного полёта дети, буду ждать вас на ЗЕМЛЕ»). Кто прислал телеграмму неизвестно, нет подписи.
ВЕДУЩИЙ: Но зато есть портрет. Он разделён на 8 частей, на каждой части написан пример, как только вы решите пример, то переворачиваете эту часть на лицевую сторону. Решите все примеры – получится портрет.
10-2= 4+4= Нарисован КОТ в сапогах.
5+1= 8+1= (из книги «Весёлая математика», страница 261)
9-2= 4+3=
5+5= 8-5=
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Арбитры, подведите, пожалуйста, итоги этого задания.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Следующее задание – решение задач. Решать задачи будут команды по очереди. Если все решите задачи, получите букву, нет – то, увы, и буквы нет.
ВЕДУЩАЯ:
1. Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне? 10.
2. Четыре мышки
Очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять,
Прибежали ещё пять.
Очень дружно они пели
Всех их было ровно…. 9
3. Вот задумал ёж друзей
Пригласить на юбилей.
Трёх зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей,
Сколько у ежа друзей? 10
4. Два цыплёнка стоят,
Два цыплёнка сидят,
Посчитай поскорей,
Сколько будет цыплят
У соседки моей? 4
5. На кустике перед забором
Семь ярко-красных помидоров
Потом четыре оторвалось
А сколько на кусте осталось? 3
6. Три яблока было у Коли.
Пять дали товарищи в школе.
Яблок сколько всего
Стало друзья у него? 8
7. Ёжик по грибы пошёл.
Восемь рыжиков нашёл.
Шесть грибов - в корзинку.
Остальные – на спинку.
Сколько рыжиков везёт
На своих иголках ёж? 2
8. Что так начало греметь?
Ульи строит нам медведь.
Ульев сделал он лишь семь
На два меньше чем хотел
Сколько ульев хотел сделать МИШКА? 9
ИНОПЛАНЕТЯНИН: Решение арбитров. Аплодисменты победителям! А теперь на стартовую площадку приглашается сборная команда. В неё войдут по одному игроку от каждой команды и один от зрителей.
1 команда. Вопросы:
1. Какой знак надо использовать, чтобы изменить число семь и получить число шесть. Ответ: знак минус.
2. Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов? Ответ: 2 распила.
3. Сколько сторон у прямоугольника? Ответ: 4.
4. Назовите первый месяц года? Ответ: Январь.
2 команда.
1. Сколько жирафов плавает в чёрном море? Ответ: Ноль.
2. Какой день недели перед четвергом? Ответ: Среда.
3. Сколько концов у трёх палок? Ответ: 6.
4. В одном бидоне Миша принёс 2 литра, а во втором бидоне – 3 литра воды. Сколько воды Миша принёс во втором бидоне? Ответ: 3 литра.
3 команда
1. Как называется геометрическая фигура с наименьшим количеством углов? Ответ: Треугольник. А без углов? Ответ: Круг.
2. Назовите последний месяц года? Ответ: Декабрь.
3. Какой день недели после пятницы? Ответ: Суббота.
4. Сколько орехов в пустом стакане? Ответ: Ноль.
(На подставку ставят буквы все три команды.)
ИНОПЛАНЕТЯНИН: На подставке все 11 букв. Теперь мы можем с вами узнать, как называется неизведанная планета. Как нам прочитать то, что могут подсказать нам буквы? В обсуждении участвуют все дети.
ИНОПЛАНЕТЯНИН: На подставке появились два слова. «Школа» и «Знания». Имя неизведанной планеты – школа. Именно на этой планете вы очень скоро все окажетесь. Там вы многое узнаете, поумнеете, повзрослеете и вернётесь на большую землю образованными людьми. Ну а какой же багаж надо взять с собой на планету под названием «Школа»? Конечно, этот багаж – ваши знания, которые вы получили в детском саду. Этот багаж хотя и не очень велик пока, но он пригодится вам и с каждым годом будет всё богаче и богаче. Я очень был рад познакомиться с юными, но такими умными и находчивыми земляками. Удачи вам! Вспоминайте меня и нашу встречу!
Уезжает на самокате.
ВЕДУЩИЙ: Вот и уехал наш друг. Ой, но он что-то здесь забыл? Давайте заглянем в коробочку. Достаёт письмо и читает.
«Дорогие ребята, я получил экстренный сигнал, мне надо срочно вернуться домой, на мою планету. Здесь вы найдёте то, что я вам хотел подарить».
Заглядывает в коробку. Да здесь подарки от космического пришельца.
Раздаёт конфеты под музыку.